Авторы

Козлова Е.А.

Аннотация

В статье рассматривается позиция Р. Бэрона в отношении процесса формирования деструктивных наклонностей человека. Описаны социальные детерминанты агрессии. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на социализацию человека. Выявлены пути искажения социализации. Описан процесс становления деструктивности: от периода детства до формирования полноценной личности. Указаны факторы социального окружения, оказывающие существенное влияние на склонность ребенка к агрессии. Описана модель определения причин агрессии, предложенная К. Доджем, которая демонстрирует причинно-следственные отношения между агрессивным поведением и слабым развитием социально-когнитивных навыков человека. Приведены результаты экспериментов, направленных на выявление социальных факторов, определяющих агрессивное поведение: фрустрации, провокации, наличия сторонних наблюдателей. Рассмотрен гендерный аспект деструктивности. Описаны выделенные Р. Бэроном явления, имеющие отношение к процессу формирования деструктивных наклонностей человека.

Ключевые слова

деструктивность, агрессия, Бэрон, социализация.

Статья

УДК 130.2

 

ИСКАЖЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ

 

Козлова Е.А.

 

Донской государственный технический университет

 

В статье рассматривается позиция Р. Бэрона​​ в отношении процесса​​ формирования деструктивных наклонностей человека. Описаны социальные детерминанты агрессии.​​ Проанализированы факторы, оказывающие влияние на социализацию человека. Выявлены пути искажения социализации.​​ Описан процесс становления деструктивности: от периода детства до формирования полноценной личности. Указаны факторы социального окружения, оказывающие существенное влияние на склонность ребенка к агрессии.​​ Описана модель определения причин агрессии, предложенная К. Доджем, которая демонстрирует причинно-следственные отношения между агрессивным поведением и слабым развитием социально-когнитивных навыков человека.​​ Приведены результаты​​ экспериментов, направленных на выявление социальных факторов, определяющих агрессивное поведение:​​ фрустрации, провокации, наличия​​ сторонних наблюдателей.​​ Рассмотрен гендерный аспект деструктивности.​​ Описаны выделенные Р. Бэроном явления,​​ имеющие​​ отношение к процессу​​ формирования​​ деструктивных наклонностей человека.​​ 

 

Ключевые слова:​​ деструктивность, агрессия, Бэрон, социализация.

 

Введение

 

Один из наиболее значимых трудов в области исследования проблемы деструктивности – книга Р. Бэрона и Д. Ричардсон «Агрессия».​​ [2]

Авторы рассматривают агрессию с точки зрения приоритетности влияния на человека социальных факторов. Биологическим основам деструктивного поведения отводится второстепенная роль, хотя и признается​​ их существование.

Р. Бэрону удалось систематизировать​​ обширный​​ теоретический материал по проблеме агрессивного поведения и подтвердить его множеством​​ убедительных​​ экспериментальных исследований. Указывая на сложность качественного анализа существующего в научной сфере огромного массива информации, затрагивающего вопросы, связанные с деструктивностью,​​ Р. Бэрон сосредоточивает свое внимание на социальных детерминантах агрессии​​ и детально рассматривает факторы, оказывающие влияние на процесс формирования деструктивной личности.​​ 

 

Источники агрессии ​​ 

 

Формирование человеческой деструктивности представлено Р. Бэроном в виде многогранного процесса, сложного механизма, функционирование которого зависит от множества факторов.

Ученый отмечает влияние социального окружения человека​​ на уровень его агрессии. Р. Бэрон считает, что наблюдая за поведением ребенка в детстве, возможно с достаточно высокой долей вероятности определить предполагаемый уровень его агрессивности во взрослой жизни. Исходя из предположения об устойчивости склонности к деструктивным действиям на протяжении всей жизни, он подчеркивал важность исследования деструктивных наклонностей человека именно в период детства.​​ 

Оценивая степень значимости воздействия факторов социального окружения,​​ 
Р. Бэрон приходит к выводу о том, что влияние семьи и сверстников относится к числу приоритетных источников обучения детей агрессивному поведению.​​ Родители, как известно, являются для ребенка (до достижения им определенного возраста) авторитетными личностями, независимо от того, какими качествами они объективно обладают. Их действия расцениваются ребенком как эталон правильного поведения и копируются в той или иной мере. Родители, обладающие низким уровнем эмоционального интеллекта, не склонные сдерживать своих негативных чувств в отношении друг друга или окружающих, дают ребенку пример для подражания, который в дальнейшем может стать основой для формирования агрессивных наклонностей.​​ Ребенок, ставший свидетелем наглядных примеров жестокости, с большой вероятностью проявит агрессивные наклонности в будущем. Причем не имеет значения, участвовал ли ребенок непосредственно в подобных сценах в роли жертвы или просто наблюдал со стороны.​​ Важен сам факт фиксации в памяти ребенка сцен физического или морального насилия.​​ 

Родитель, склонный к​​ применению телесных наказаний, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. В таком случае, ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим позволительна.​​ [1]

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками также могут быть причиной формирования дестуктивных наклонностей. В группе подростков часто возникают конфликты, мирное​​ решение​​ которые детям не под силу.​​ В попытках завоевать авторитет дети проявляют агрессию в компании сверстников, копируя поведение взрослых.​​ 

Агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения объединены следующими общими чертами: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.​​ [3]

Ребенок, который проявляет агрессию в​​ чрезмерной степени или слишком часто, исключается большинством детей из круга общения. Отверженные таким образом дети образуют отдельные группы, внутри которых происходит взаимоусиление агрессивности каждого из членов компании.​​ Так образуются деструктивные группы, которые в некоторых случаях приводят к тому, что несовершеннолетние совершают преступления и попадают в места лишения свободы в​​ раннем возрасте.​​ 

Влияние средств массовой информации на уровень готовности человека к деструктивным действиям​​ Р. Бэрон​​ называет​​ недоказанным. Несмотря на обширную экспериментальную работу многих исследователей в этой области,​​ не существует, по мнению Р. Бэрона, доказательств, внушающих доверие.​​ Но, в то же время, он не исключает, что средства массовой информации могут оказывать существенное влияние на формирование агрессивных наклонностей человека, поэтому в семье необходимо осуществлять контроль доступа детей к​​ источникам информации, которые могут считаться потенциально опасными для психологического здоровья детей и подростков.

 

Становление деструктивности

 

Наиболее удачной схемой определения причин деструктивных действий людей​​ 
Р. Бэрон считает модель, описанную К. Доджем. В ней показаны причинно-следственные отношения между агрессивным поведением и слабым развитием социально-когнитивных навыков. Модель включает в себя пять этапов: расшифровку социальных признаков, их понимание, выбор способа ответной реакции, оценивание предполагаемых последствий и осуществление реакции.​​ Нарушение​​ на любом из этих этапов может стать причиной возникновения деструктивного поведения.

Р. Бэрон выделил социальные, внешние и индивидуальные детерминанты​​ в​​ процессе становления​​ деструктивности человека.​​ 

Среди социальных факторов, определяющих агрессивное поведение, отмечается фрустрация, провокация, характеристики объекта агрессии и наличие сторонних наблюдателей.​​ 

Результаты ряда экспериментов, проведенных американскими психологами, говорят о провокации, как о наиболее устойчивом факторе деструктивности. При этом отмечается возможность агрессивных действий при одном только предположении о враждебных намерениях другого человека.​​ 

Немаловажной также преподносится роль характеристик объекта, в сторону которого направлены деструктивные действия. Особое место здесь отводится расовой и половой принадлежности.​​ Независимо от индивидуальных качеств и личностных черт человек может вызвать агрессию в свою сторону лишь тем, что принадлежит к какой-либо национальности. В странах, где существует резкое разграничение между мужчинами и женщинами с точки зрения восприятия обществом, женщина может вызвать агрессию со стороны мужчин за незначительное отклонение от установленных норм в ее поведении, причем сила этой агрессии будет обусловлена именно половой принадлежностью. Мужчина, совершивший подобный поступок, будет вызывать значительно меньший всплеск эмоций​​ в обществе.​​ 

Влияние присутствия стороннего наблюдателя в ситуации, в которой человек ведет себя агрессивно, рассматривается с двух сторон. Во-первых, сторонний наблюдатель может подавлять или стимулировать агрессию. Во-вторых, сам факт его присутствия на месте событий может корректировать поведение агрессивного человека. Причем характер корректировки будет зависеть от предположений агрессора относительно возможности одобрения наблюдателем тех или иных его действий.​​ В данном случае большое значение имеет личность наблюдателя и ее значение для агрессора.

К внешним детерминантам агрессии Р. Бэрон относит средовые факторы: умеренно высокую температуру воздуха, шум, тесноту, загрязненный некоторыми веществами воздух.​​ Эти предположения подтверждаются общеизвестными фактами роста агрессии в группах людей, находящихся в местах лишения свободы или в других ограниченных территориях.

Устойчивые индивидуальные характеристики потенциальных агрессоров также считаются Р. Бэроном существенными факторами формирования деструктивного поведения. К числу личностных особенностей агрессивных​​ людей он относит страх перед неодобрением общества, раздражительность, склонность видеть враждебность в действиях других людей.​​ 

Отдельное внимание уделяется категории деструктивных личностей, которых​​ 
Р. Бэрон называет экстремистами. Эти люди проявляют агрессию или очень часто, или в крайне жестоких формах. Ученый предлагает подразделять людей с этим типом личности на две группы в зависимости от формы самоконтроля. У лиц со сниженным самоконтролем очень слабо работают внутренние механизмы сдерживания агрессии. Люди, принадлежащие к этой группе, совершают деструктивные действия очень часто. Повышенный самоконтроль, напротив, не позволяет людям демонстрировать окружающим агрессивные действия даже при наличии мощных стимулов. В момент, когда столь объемный ресурс воздержания от деструктивности иссякает, люди, демонстрировавшие на протяжении длительного срока поразительный пример сдержанности, способны совершить деструктивные действия крайней степени жестокости.​​ 

Специфика внутренних установок человека, склонного к деструктивности, характеризуется наличием различных предрассудков (расовых, религиозных). В зависимости от внутренних стандартов та или иная форма проявления агрессии может восприниматься человеком как нормальное или как недопустимое поведение.​​ 

 

Повышенный риск формирования деструктивных наклонностей

 

Исследование гендерного аспекта деструктивности привело Р. Бэрона к выводу о том, что мужчины чаще проявляют агрессию в форме прямой демонстрации. В то время как женщины предпочитают использовать скрытые формы агрессии (распространение сведений, оказывающих негативное действие на жертву; организация бойкотов и т.п.).

Помимо описанных выше групп факторов, оказывающих влияние на формирование деструктивных наклонностей человека, Р. Бэрон также выделил ряд явлений, имеющих отношение к этому процессу.​​ 

Влияние наркотиков на агрессивность человека ученый считает переоцененным. Возможно, это связано с тем, что в его работе пример приводится на лицах, принимающих марихуану. Но зная последствия приема некоторых наркотических средств, популярных в определенных кругах современной молодежи, сложно согласиться с Р. Бэроном в этом вопросе.​​ 

Способность алкогольных напитков усиливать агрессивный настрой человека не вызывает никаких сомнений у Р. Бэрона. Ученый также указал на повышение вероятности сексуальной агрессии в ситуациях, когда прием алкоголя сочетается с наличием некоторых личностных характеристик агрессора.​​ 

Р. Бэрон описал экспериментальные исследования влияния просмотра порноматериалов, содержащих сцены насилия и принуждения к сексуальным отношениям, на уровень агрессии, в результате которых он пришел к выводу о довольно заметном усилении готовности мужчин, принимавших участие в эксперименте, к насильственным действиям сразу после завершения просмотра такого рода материалов.​​ 

В качестве способов управления агрессией Р. Бэрон предлагал использовать не только наказание и катарсис, но и демонстрацию наглядных примеров неагрессивного поведения. Он считал действенным методом подавления​​ агрессии в ситуации возникновения конфликта проявление сдержанности присутствующих лиц и призывы не поддаваться на провокации.

 

Заключение

 

Работа Р. Бэрона «Агрессия» стала одним из первых учебных пособий, опубликованных в России, по проблеме природы агрессивного поведения людей. Исследования, представленные в данном труде востребованы во многих областях научного знания: философии, психологии, социологии. Р. Бэрон внес существенный вклад в развитие наук о человеке.​​ 

 

Список литературы

 

  • Бабаева Д.А. Влияние семейных отношений на агрессиовное поведение подростков // Будущее науки 2019 сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2019. С. 21-24.

  • Бэрон Р., Ричардсон Д.​​ Агрессия.​​ СПб.: Изд-во​​ Питер, 2014.​​ 416 с.

  • Нелидкин А.М. Девиантное поведение молодежи как нарушение в социализационном процессе​​ // Социально-экономические аспекты развития современного общества. 2016. С. 79-95.

©​​ Е.А.​​ Козлова, 2019

 

СВЕДЕНИЯ О​​ НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ​​ 

Научный руководитель –​​ Бондаренко Т.А.,​​ доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет.​​ 

 

 

 

 

Скачать PDF

Выходные данные

Козлова Е.А. Искаженная социализация как причина формирования деструктивных наклонностей [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 10. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *