Авторы

Омарова С.К.

Аннотация

Широкое внедрение и использование виртуальных сред обучения (VLEs) и систем управления обучением (CMS) в высшем образовании сегодня предоставляют многим преподавателям возможность создавать привлекательные и эффективные условия обучения. Проводимая в настоящее время деятельность по разработке онлайн контента в форме учебных объектов, беспрепятственно предоставляемых через стандартизированные репозитории цифровой информации, может обеспечить множество цифровых ресурсов для преподавателей, желающих эффективно использовать учебные технологии в преподавании иностранного языка.

Ключевые слова

высшее образование, иностранный язык, учебный дизайн, репозитории, информационные технологии.

Статья

УДК​​ 378.147.88

 

Характеристика​​ элементов​​ учебного​​ проекта,​​ основанного​​ на​​ ИКТ,​​ способствующего​​ высокому​​ качеству​​ обучения​​ иностранному​​ языку​​ в​​ высшем​​ учебном​​ заведении

 

Омарова​​ С.К.

 

Томский​​ государственный​​ педагогический​​ университет

 

Широкое​​ внедрение​​ и​​ использование​​ виртуальных​​ сред​​ обучения​​ (VLEs)​​ и​​ систем​​ управления​​ обучением​​ (CMS)​​ в​​ высшем​​ образовании​​ сегодня​​ предоставляют​​ многим​​ преподавателям​​ возможность​​ создавать​​ привлекательные​​ и​​ эффективные​​ условия​​ обучения.​​ Проводимая​​ в​​ настоящее​​ время​​ деятельность​​ по​​ разработке​​ онлайн​​ контента​​ в​​ форме​​ учебных​​ объектов,​​ беспрепятственно​​ предоставляемых​​ через​​ стандартизированные​​ репозитории​​ цифровой​​ информации,​​ может​​ обеспечить​​ множество​​ цифровых​​ ресурсов​​ для​​ преподавателей,​​ желающих​​ эффективно​​ использовать​​ учебные​​ технологии​​ в​​ преподавании​​ иностранного​​ языка.

 

Ключевые​​ слова:​​ высшее​​ образование,​​ иностранный​​ язык,​​ учебный​​ дизайн,​​ репозитории,​​ информационные​​ технологии.

 

Большое​​ количество​​ технической​​ поддержки​​ и​​ цифровых​​ инструментов,​​ а​​ также​​ учебных​​ ресурсов,​​ пробудило​​ большой​​ интерес​​ преподавателей​​ к​​ использованию​​ технологий​​ в​​ качестве​​ неотъемлемого​​ и​​ основного​​ компонента​​ подачи​​ материала​​ курса.​​ Однако,​​ в​​ то​​ время​​ как​​ теория​​ образования​​ в​​ течение​​ многих​​ лет​​ пропагандирует​​ идею​​ практики​​ более​​ конструктивистских​​ и​​ аутентичных​​ подходов​​ к​​ электронному​​ обучению,​​ многие​​ технологические​​ подходы​​ и​​ модели​​ поощряют​​ использование​​ более​​ традиционных,​​ структурированных​​ и​​ линейных​​ подходов​​ в​​ образовании.​​ Например,​​ большая​​ часть​​ работы​​ в​​ обучении​​ иностранному​​ языку​​ в​​ описании​​ учебных​​ объектов​​ в​​ качестве​​ формирующих​​ блоков​​ для​​ онлайн-обучения​​ предполагает​​ строго​​ линейные​​ и​​ структурированные​​ режимы​​ [1].​​ В​​ то​​ же​​ время,​​ преподаватели​​ по-прежнему​​ ищут​​ теоретические​​ и​​ практические​​ рекомендации​​ по​​ разработке​​ эффективных​​ стратегий​​ и​​ мероприятий​​ в​​ области​​ электронного​​ обучения​​ иностранному​​ языку.

В​​ аудиториях,​​ где​​ преподаватели​​ и​​ студенты​​ взаимодействуют​​ друг​​ с​​ другом,​​ процесс​​ обучения,​​ как​​ правило,​​ управляется​​ и​​ возглавляется​​ преподавателем.​​ При​​ планировании​​ занятий​​ по​​ иностранному​​ языку​​ преподаватель​​ планирует​​ учебные​​ виды​​ деятельности​​ для​​ обучающихся,​​ таким​​ образом,​​ чтобы​​ они​​ смогли​​ привлечь​​ их​​ интерес​​ и​​ могли​​ бы​​ сформировать​​ знания,​​ на​​ основе​​ которых​​ будет​​ строиться​​ дальнейшее​​ их​​ обучение.​​ В​​ условиях,​​ способствующих​​ развитию​​ технологий,​​ роль​​ преподавателя​​ в​​ обучении​​ иностранному​​ языку​​ зачастую​​ является​​ менее​​ предписанной​​ правилами.​​ Обучающиеся​​ должны​​ принимать​​ многие​​ решения​​ сами,​​ которые​​ в​​ противном​​ случае​​ должны​​ были​​ бы​​ быть​​ приняты​​ преподавателем.​​ Условия​​ электронного​​ обучения,​​ как​​ правило,​​ предоставляют​​ студентам​​ подсказки-заметки,​​ виды​​ деятельности​​ и​​ направления​​ для​​ руководства​​ их​​ обучением.​​ Эти​​ подсказки-заметки,​​ виды​​ деятельности​​ и​​ направления​​ создаются​​ учителями,​​ но​​ не​​ обязательно​​ теми​​ же,​​ которые​​ занимаются​​ со​​ студентами.​​ 

Актуальным​​ в​​ зарубежной​​ литературе​​ считается​​ термин​​ «learning​​ design»​​ -​​ «дизайн​​ обучения»,​​ он​​ применяется​​ для​​ того,​​ чтобы​​ описать​​ форму​​ представления​​ опыта​​ обучения,​​ которому​​ подвергаются​​ студенты.​​ Например,​​ студентам,​​ изучающим​​ иностранный​​ язык​​ может​​ потребоваться​​ прочитать​​ главу​​ из​​ текста​​ и​​ получить​​ определенную​​ информацию​​ или​​ их​​ могут​​ попросить​​ использовать​​ определенную​​ информацию​​ для​​ планирования​​ подхода​​ к​​ решению​​ той​​ или​​ иной​​ языковой​​ проблемы.​​ Они​​ могут​​ быть​​ объединены​​ в​​ группы​​ и​​ должны​​ собирать​​ информацию​​ и​​ готовить​​ доклад.​​ Эти​​ задачи​​ являются​​ частью​​ проектирования​​ и​​ дизайна​​ обучения,​​ намеренно​​ запланированного​​ набора​​ знаний,​​ который​​ предназначен,​​ чтобы​​ помочь​​ обучающимся​​ освоить​​ иностранный​​ язык.​​ Проектирование​​ обучения,​​ как​​ правило,​​ включает​​ в​​ себя​​ описание​​ основных​​ показателей​​ учащихся​​ и​​ пространства,​​ где​​ они​​ обучаются​​ посредством​​ инструментов​​ и​​ устройств​​ для​​ сбора​​ и​​ интерпретации​​ информации​​ через​​ процесс​​ взаимодействия​​ с​​ другими​​ обучающимися​​ [2].​​ «Learning​​ designs»​​ -​​ учебные​​ разработки​​ включают​​ описания​​ учебных​​ сред​​ и​​ пространств,​​ которые,​​ как​​ правило,​​ довольно​​ гибки​​ и​​ во​​ многом​​ отличаются​​ от​​ последовательностей,​​ которые​​ ранее​​ характеризовали​​ стратегии​​ педагогического​​ дизайна​​ [3].

В​​ то​​ время​​ как​​ литература​​ изобилует​​ описаниями​​ форм​​ условий​​ обучения,​​ которые​​ поддерживают​​ качество​​ его​​ результатов,​​ имеется​​ значительно​​ меньше​​ информации,​​ которая​​ обеспечивает​​ отдельное​​ и​​ подробное​​ описание​​ процессов​​ и​​ форм​​ обучения,​​ которые​​ преподаватели​​ иностранных​​ языков​​ могли​​ бы​​ понять​​ и​​ применить.​​ Бритэйн​​ описывает​​ этот​​ процесс​​ проектирования​​ обучения​​ как​​ организацию​​ рабочего​​ процесса​​ обучающегося.​​ 

Ценность​​ проектирования​​ и​​ дизайна​​ обучения​​ заключается​​ в​​ том,​​ что​​ преподаватели​​ могут​​ использовать​​ полученные​​ учебные​​ материалы​​ для​​ планирования​​ учебных​​ мероприятий,​​ необходимых​​ обучающимся​​ для​​ достижения​​ запланированных​​ результатов​​ обучения.​​ Хорошо​​ продуманные​​ рабочие​​ процессы​​ могут​​ удовлетворить​​ потребности​​ отдельных​​ обучающихся.​​ Они​​ могут​​ обеспечить​​ мотивирующую​​ и​​ стимулирующую​​ среду​​ для​​ поддержания​​ интереса​​ обучающегося,​​ также​​ они​​ могут​​ обеспечить​​ поддержку​​ обучающимся,​​ необходимую​​ для​​ работы​​ за​​ пределами​​ их​​ зон​​ комфорта,​​ а​​ также​​ обеспечить​​ развитие​​ их​​ навыков,​​ знаний​​ и​​ осознания​​ когнитивного​​ процесса​​ овладения​​ иностранным​​ языком.​​ Хорошо​​ продуманные​​ рабочие​​ процессы​​ для​​ обучающихся​​ также​​ предоставляют​​ им​​ возможность​​ выбирать​​ виды​​ деятельности,​​ в​​ которых​​ они​​ будут​​ участвовать,​​ признавая​​ необходимость​​ того,​​ чтобы​​ учащиеся​​ брали​​ на​​ себя​​ определенную​​ ответственность​​ за​​ свой​​ процесс​​ обучения.​​ В​​ то​​ же​​ время,​​ рабочие​​ процессы​​ учащихся,​​ если​​ они​​ хорошо​​ сформулированы​​ и​​ описаны,​​ могут​​ использоваться​​ снова​​ и​​ снова​​ другими​​ преподавателями​​ и​​ студентами​​ для​​ достижения​​ иных​​ результатов​​ обучения.

Вместе​​ с​​ высоким​​ уровнем​​ интереса​​ и​​ активности​​ в​​ разработке​​ и​​ совместном​​ использовании​​ учебных​​ объектов,​​ хранящихся​​ в​​ репозиториях,​​ растет​​ интерес​​ к​​ учебным​​ разработкам.​​ Интерес​​ связан​​ с​​ тем,​​ что​​ сами​​ по​​ себе​​ учебные​​ объекты​​ могут​​ дать​​ лишь​​ ограниченное​​ преимущество​​ преподавателям.​​ Несмотря​​ на​​ это,​​ учебные​​ разработки,​​ при​​ использовании​​ со​​ звуковым​​ учебным​​ сопровождением​​ для​​ создания​​ значимого​​ опыта​​ обучения,​​ могут​​ принести​​ гораздо​​ более​​ полезные​​ результаты.​​ В​​ особенности​​ в​​ овладении​​ иностранным​​ языком,​​ где​​ немаловажную​​ роль​​ играет​​ речь​​ носителя​​ языка.

Существует​​ множество​​ различных​​ форм,​​ с​​ помощью​​ которых​​ учащиеся​​ могут​​ получить​​ опыт​​ в​​ условиях​​ высшего​​ образования.​​ В​​ свое​​ исследовании​​ Майес​​ и​​ де​​ Фрейтас​​ описывают​​ три​​ точки​​ зрения,​​ которые,​​ по​​ их​​ мнению,​​ охватывают​​ современные​​ процессы​​ преподавания​​ и​​ обучения​​ в​​ отношении​​ электронного​​ обучения.​​ Перспективы​​ описываются​​ как​​ ассоциативные,​​ когнитивные​​ и​​ ситуативные.​​ Применительно​​ к​​ дизайну​​ среды​​ обучения​​ каждая​​ из​​ перспектив​​ приводит​​ к​​ учебному​​ опыту​​ с​​ конкретными​​ формами​​ результатов​​ обучения​​ [4].

Под​​ качеством​​ обучения​​ иностранному​​ языку​​ мы​​ подразумеваем​​ результаты​​ обучения,​​ которые​​ включали​​ бы​​ концептуальные​​ изменения​​ и​​ глубокое​​ понимание​​ содержания​​ изучаемого​​ блока.​​ В​​ рамках​​ нашего​​ иссследования​​ было​​ запрошено​​ экспертное​​ мнение​​ для​​ определения​​ того,​​ что​​ представляет​​ собой​​ «обучение​​ высокого​​ качества»,​​ и​​ в​​ сочетании​​ с​​ отзывами​​ экспериментальной​​ группы​​ был​​ разработан​​ комплекс​​ принципов,​​ характеризующих​​ высококачественное​​ обучение​​ иностранному​​ языку​​ студентов​​ в​​ высших​​ учебных​​ заведениях​​ [5].​​ Принципы​​ ориентированы​​ на​​ перспективу​​ обучения​​ для​​ характеристики​​ основных​​ элементов​​ учебного​​ проекта​​ с​​ потенциалом,​​ способствующим​​ высокому​​ качеству​​ обучения​​ в​​ высшем​​ образовании.​​ Это:​​ 

​​ Учет​​ интересов​​ обучающихся:​​ учет​​ предварительных​​ знаний​​ обучающихся,​​ их​​ желаний​​ и​​ ожиданий

​​ Учет​​ контекста​​ обучения:​​ рассмотрение​​ вопроса​​ об​​ осуществлении​​ учебного​​ дизайна​​ и​​ его​​ позиции​​ в​​ рамках​​ более​​ широкой​​ программы​​ обучения​​ для​​ учащегося​​ 

​​ Задача​​ обучающего:​​ поиск​​ методов​​ стимулирования​​ активного​​ участия​​ обучающихся,​​ мотивирования​​ их​​ на​​ развитие​​ самокритики​​ и​​ поддержание​​ развивающих​​ навыков;​​ 

​​ Обеспечение​​ практики:​​ поощрение​​ обучающихся​​ за​​ то,​​ что​​ они​​ формулируют​​ для​​ себя​​ и​​ демонстрируют​​ своим​​ сверстникам​​ то,​​ чему​​ они​​ учатся​​ [6].​​ 

Эти​​ принципы​​ также​​ прослеживаются​​ в​​ практических​​ примерах​​ разработки​​ учебных​​ программ.​​ В​​ различных​​ учебных​​ контекстах​​ одни​​ принципы​​ могут​​ быть​​ более​​ явными,​​ чем​​ другие;​​ однако​​ при​​ этом​​ все​​ четыре​​ принципа​​ важны​​ в​​ любом​​ контексте​​ высшего​​ иноязычного​​ образования.​​ Принципы​​ здесь​​ представляются​​ целостными​​ в​​ том​​ смысле,​​ что​​ включают​​ в​​ себя​​ как​​ результаты​​ обучения,​​ так​​ и​​ процессы​​ обучения.​​ Они​​ основаны​​ на​​ убеждении,​​ что​​ обучение​​ начинается​​ тогда,​​ когда​​ студенты​​ начинают​​ применять​​ учебный​​ дизайн​​ на​​ практике.​​ Разработчики​​ должны​​ оценивать​​ свои​​ учебные​​ разработки​​ с​​ точки​​ зрения​​ их​​ влияния​​ на​​ обучение,​​ то​​ есть,​​ рассматривать​​ свои​​ учебные​​ разработки,​​ представляя​​ себя​​ «в​​ роли​​ студентов».

 

Список​​ литературы

 

  • Игна,​​ О.​​ Н.​​ Проектная​​ технология​​ в​​ профессионально-методической​​ подготовке​​ учителя​​ //​​ Вестник​​ Томского​​ государственного​​ педагогического​​ университета.​​ 2014. ​​​​ ​​ 10​​ (151).​​ С.​​ 207-211.

  • Jonassen,​​ D.​​ Thinking​​ technology:​​ Toward​​ a​​ constructivist​​ design​​ model​​ // ​​ ​​ ​​​​ Educational​​ Technology.​​ 1994.​​ №34​​ (3).​​ Р.​​ 34-37.

  • Britain,​​ S.​​ A​​ review​​ of​​ learning​​ design:​​ Concept,​​ specification​​ and​​ tools.​​ 2004. ​​​​ Online.​​ Available​​ at​​ http:​​ <http://www.jisc.ac.uk/uploaded_documents/ACF1ABB.doc​​ (accessed​​ 31​​ July​​ 2018).

  • Masterman,​​ L.​​ and​​ Manton​​ Teachers’​​ perspectives​​ on​​ digital​​ tools​​ for​​ pedagogic​​ planning​​ and​​ design​​ //​​ Technology,​​ Pedagogy​​ and​​ Education. ​​​​ 2011.​​ ​​ 20​​ (2).​​ Р.​​ 227-246.

  • Роберт,​​ И.​​ В.​​ Информатизация​​ образования​​ как​​ новая​​ область​​ педагогического​​ знания.​​ Москва​​ :​​ Человек​​ и​​ образование,​​ 2012.​​ ​​ 1.​​ С.​​ 14-18.

  • Yasmeen,​​ S.​​ and​​ Fardon,​​ M.​​ Description​​ of​​ Political​​ Science​​ Simulation​​ Exercise.​​ ​​ 2002.​​ Online.​​ Available​​ at​​ http://learningdesigns.uow.edu.au/exemplars/info/LD25/index.​​ html​​ (accessed​​ 31​​ July​​ 2018).​​ 

 

©​​ С.К.​​ Омарова, 2019

 

СВЕДЕНИЯ​​ О​​ НАУЧНОМ​​ РУКОВОДИТЕЛЕ

Научный​​ руководитель​​ ​​ Игна​​ О.Н.,​​ доктор​​ педагогических​​ наук,​​ доцент,​​ Томский​​ государственный​​ педагогический​​ университет

Скачать PDF

Выходные данные

Омарова С.К. Характеристика элементов учебного проекта, основанного на ИКТ, способствующего высокому качеству обучения иностранному языку в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 10. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *