Авторы

Гаджиев К.Г., Портнов М.А., Писарев Д.С., Сахаров А.А., Писарев Д.С.

Аннотация

Ресурсное обеспечение с поддерживающим его методическим обеспечением способствует внедрению активных методов обучения, реализации системной подготовки, обеспечивающей интеграции информации нескольких смежных учебных дисциплин, позволяют полнее раскрыть содержание темы, рассказать о конструкции и продемонстрировать ее, информировать о новых идеях, воплощаемых в конструкции, и тем самым помочь студентам усвоить ее сущность.

Ключевые слова

дисциплина, студент, слайд.

Статья

УДК​​ 621.817.00

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ​​ 

«ДЕТАЛИ МАШИН И ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ»​​ 

 

Гаджиев К.Г.,​​ Портнов М.А.,​​ Писарев Д.С.,​​ Сахаров А.А.,​​ Писарев Д.С.

 

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

 

Ресурсное обеспечение с поддерживающим его методическим обеспечением способствует внедрению активных методов обучения,​​ реализации системной подготовки,​​ обеспечивающей интеграции информации нескольких смежных учебных дисциплин,​​ позволяют полнее раскрыть содержание темы,​​ рассказать о конструкции и продемонстрировать ее,​​ информировать о новых идеях,​​ воплощаемых в ​​ конструкции, ​​ и тем самым помочь студентам усвоить ее сущность.

 

Ключевые​​ слова:​​ дисциплина,​​ студент,​​ слайд.

 

1.​​ Введение

 

Ресурсное обеспечение занятий способствуют формированию творческого потенциала будущего конструктора,​​ развитию пространственного мышления,​​ чувства формы и размеров и, следовательно,​​ успешной подготовке студента к самостоятельной творческой работе,​​ которой является выполнение курсового проекта.

Общетехнические​​ дисциплины​​ составляют​​ основу​​ технического​​ образования​​ студентов.​​ С​​ другой​​ стороны,​​ именно​​ общетехническая​​ подготовка​​ дает​​ выпуск­никам​​ возможность​​ ориентироваться​​ в​​ различных​​ областях​​ деятельности,​​ быстро​​ приспосабливаться​​ к​​ изменяющимся​​ условиям​​ и​​ адаптироваться​​ к​​ новому​​ месту​​ работы.​​ Общетехническая​​ дисциплина​​ «Детали​​ машин​​ и​​ основы​​ конструирования»​​ составляет​​ основу​​ общеконструкторской​​ подготовки.​​ Она​​ имеется​​ во​​ всех​​ техни­ческих​​ высших​​ и​​ средних​​ специальных​​ заведениях​​ [1,2].

 

2.​​ Обработка данных

 

Проведение лекций, практических и лабораторных занятий не только затруд­нено, но и практически невозможно без использования комплекта технических средств, самыми доступными из которых являются плакаты, модели, планшеты, установки, только которые в настоящее время и могут дать образное представле­ние о деталях и узлах, методах моделирования и расчета. При этом эффектив­ность прохождения лабораторного практикума выше, когда занятия проводятся с небольшим числом студентов. Технические средства позволяют повысить интерес и активизировать самостоятельную работу студента, обеспечивают наглядность и, следовательно, более глубокое понимание предмета, сокращают затраты вре­мени на проработку учебного материала.

Поскольку практические и лабораторные занятия, лекционный курс и курсо­вое проектирование тематически связаны между собой, перечисленные техниче­ские средства должны допускать возможность их использования при проведении всех видов учебных занятий. При этом, например, содержание​​ плаката может быть перенесено на слайд либо представлено в мультимедийном виде и проде­монстрировано на большом экране при чтении лекции.

При проведении практического занятия (или чтении лекции) и необходимости рассмотрения сложной конструкции (например, волновые передачи, муфты) мож­но использовать плакаты (слайды) для пояснения воспроизводимых на доске уп­рощенных схем или для экономии времени на выполнение рисунка.

Разновидностью практических работ являются самостоятельные работы и работы на базе вычислительной техники, в ходе которых в процессе машинного эксперимента ведется оптимизация конструкции по одному или нескольким пара­метрам, количественная оценка их влияния на характеристики и т.п. Применение здесь плакатов и макетов также важно, поскольку они служат справочным мате­риалом, соединительным мостиком между реальным объектом и его математиче­ской моделью.

Имеющиеся лабораторные работы можно разделить на ряд групп:

1.Определение характеристик или параметров объектов или подтверждение теоретических результатов на экспериментальных установках (наиболее важные). В ряде случаев эксперимент имеет первостепенное значение. При этом изучается план экспериментов, объем измерений, обработка и анализ результатов.

2.Использование в лабораторных работах машинного эксперимента, когда по ряду причин не удается его проведение на экспериментальных установках. В этих работах необходима оценка адекватности выбранной модели. Использова­ние таких моделей позволит выполнить оптимизацию по одному или нескольким критериям.

3.Использование натурных элементов конструкций и моделей, которое мо­жет объединиться с упражнениями. Последние включают составление эскизов, проведения расчетов, определение недостатков и определение критериев качест­ва (развития). Такие работы можно проводить и на практических занятиях.

4.Работы, в которых студенты знакомятся лишь с чертежами. Лабораторны­ми работами их можно назвать лишь условно, они относятся к практическим заня­тиям.

Учебные лабораторные работы могут быть подразделены на ознакомитель­ные, экспериментальные и демонстрационные.

Ознакомительные лабораторные работы ставят своей целью изучение кон­струкций образцов изделий машиностроения, выполненных в металле; разборку, сборку и регулирование узлов; измерение параметров отдельных деталей. При этом должны активно использоваться плакаты, модели и планшеты, позволяющие преподавателю разъяснять не только устройство изделия и назначение от­дельных элементов, технологию обработки деталей, сборки и регулирования уз­ла,​​ способы смазывания и охлаждения.

Экспериментальные и демонстрационные лабораторные работы имеют це­лью определение отдельных характеристик различных объектов или их испыта­ние на работоспособность с выявлением степени соответствия результатов экс­перимента расчетным данным. Демонстрационные работы приходится преду­сматривать в связи с тем, что ряд испытаний слишком дорог для индивидуальных работ. Эксперимент позволяет учесть влияние таких факторов, которые теорети­чески оценить очень трудно. Одновременно студенты знакомятся с методами проведения экспериментальных работ,​​ материально-техническим оснащением, объемом измерений и анализом полученных результатов. Такой подход соответ­ствует созданию в промышленности новых конструкций, который включает лабо­раторные исследования и стендовые испытания. При проведении и тех, и других работ плакаты, модели и планшеты служат для разъяснения трудно понимаемых вопросов, помогают обучению основам экспериментаторского искусства: в на­глядной форме показывают взаимодействие деталей, методику проведения экс­перимента, схему испытательного стенда, способы замера, регистрации парамет­ров, их расшифровки и обработки. Такие работы нужно использовать в первую очередь, но они требуют больших материальных затрат и длительной разработки. Имеет смысл модернизировать некоторые уже существующие работы, что позво­лит при меньших затратах сделать их более совершенными.

В процессе проведения экспериментальных и демонстрационных лабора­торных работ на лабораторных установках проводятся испытания как простых и дешевых образцов, так и натурных деталей и узлов машин. В первом случае мож­но форсировать режимы, проводить точные измерения. Во втором - создавать близкие к реальным условия и, как следствие, получать более достоверные дан­ные. Самыми достоверными являются эксплуатационные наблюдения, но они и самые дорогостоящие и продолжительные. Работа на экспериментальных уста­новках сложна, требует наличия определенных знаний по курсу и навыков работы с отдельными деталями и узлами и, поэтому, должна завершать практическое об­разование студентов.

Лабораторный практикум играет важную роль в повышении эффективности процесса обучения, способствует закреплению полученных ранее знаний, в том числе и полученных при изучении предшествующих учебных дисциплин.

 

3.​​ Выводы

 

Методы и структуру проектирования целесообразно изучать посредством планово организованных занятий. Занятия должны быть четко структурированы и соответствовать этапам проектирования,​​ что облегчит понимание студентами содержание этапов и их необходимости в процессе проектирования. Объект состоит из частей,​​ большинство которых является типовой элементарной базой машиностроения. Изучается посредством работы с чертежами (разбор конструкции проектируемого объекта),​​ моделями и реальными конструкциями. Поскольку конструктор в основном работает с чертежами,​​ то необходимо усиление графической подготовки. Поэтому необходимо,​​ чтобы в процессе разработки объекта сочеталась работа с его графической и физической моделями.

Отдельно стоит отметить следующее. Все более широкое использование компьютеров делает актуальным и экономически целесообразным проведение виртуальных лабораторных работ,​​ особенно, если моделируется работа сложного дорого оборудования,​​ требующего длительной подготовки,​​ необходима чистота эксперимента. Предполагается,​​ что в таких условиях начальные представления ​​ об элементарной базе (типовых деталях и узлах) студент будет получать с помощью материальных моделей и планшетов,​​ а навыки проведения экспериментов и конструкторских работ приобретать в компьютерном классе при выполнении виртуальных лабораторных и практических работ,​​ автоматизированного проектирования,​​ в т.ч. трехмерного моделирования объектов. Компьютеризация изменит подходы к изложению​​ учебного материала и,​​ например,​​ позволит более эффективно пояснять различные разделы курса,​​ используя программы подготовки презентации,​​ причем в таких формах,​​ которые недоступны обычным плакатам и слайдам.

 

Список​​ литературы

 

  • Карпов​​ А.А.,​​ Корж​​ Д.Д.,​​ Методы​​ обучения​​ студентов​​ автоматизированному​​ проектированию​​ в​​ современных​​ условиях.​​ Материалы​​ Всероссийской​​ научно-практической​​ конференции.:​​ Рособразование,​​ 2004-​​ с.167

  • Серков​​ С.А.,​​ Гаджиев​​ К.Г.Инновационное​​ образование​​ в​​ области​​ конструирования​​ машин​​ в​​ НИУ​​ «МЭИ».​​ Проблемы​​ развития​​ науки​​ и​​ образования:​​ Сборник​​ научных​​ трудов​​ по​​ материалам​​ Международной​​ научно-практической​​ конференции​​ 31​​ августа​​ 2015.Часть​​ 1.М.:​​ «АР-Консалт»,2015-с.77-79

©​​ А.А.​​ Сахаров,​​ 2019

 

Скачать PDF

Выходные данные

Гаджиев К.Г., Портнов М.А., Писарев Д.С., Сахаров А.А., Писарев Д.С. Особенности проведения занятий по курсу  «Детали машин и основы конструирования» [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 09. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *