Автор

Грибанова Л.В.

Аннотация

Проблемам управления финансами бюджетных учреждений уделяется недостаточно внимания. Между тем, изменения в экономике вызывают необходимость, а изменения в системе учета бюджетных учреждений дают возможность управлять финансами для обеспечения ликвидности, финансовой устойчивости бюджетных учреждений. Для решения проблем кассового разрыва в расчетах в статье дается комплекс мер. Кроме того, в бюджетных учреждениях рекомендуется внедрить систему бюджетирования для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых потоков  в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова

Финансы, бюджетные учреждения, управление, бюджетный менеджмент, бюджетирование.

Статья

УДК 336.144

 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Грибанова Л.В.

 

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»

 

Проблемам управления финансами бюджетных учреждений уделяется недостаточно внимания. Между тем, изменения в экономике вызывают необходимость, а изменения в системе учета бюджетных учреждений дают возможность управлять финансами для обеспечения ликвидности, финансовой устойчивости бюджетных учреждений. Для решения проблем кассового разрыва в расчетах в статье дается комплекс мер. Кроме того, в бюджетных учреждениях рекомендуется внедрить систему бюджетирования для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых потоков ​​ в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

 

Ключевые слова:​​ финансы, бюджетные учреждения, управление, бюджетный менеджмент, бюджетирование.

 

В современных условиях, когда невозможно предсказать курс рубля, при низких показателях темпов экономического развития актуальными становятся вопросы ​​ бесперебойного и стабильного финансирования деятельности государственных (бюджетных) организаций. Анализ показывает, что исследования в данной области в большей степени связаны с учетными аспектами деятельности бюджетных учреждений и не в полной мере учитывают особенности их функционирования и финансирования в системе государственных и коммерческих финансов. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности рассматриваемых вопросов ​​ и требуют проведения ​​ исследований на заданную тему.

Действующее законодательство дает право бюджетным учреждениям вести приносящую доход деятельность, и лишь казенные учреждения не обладают свободой распоряжения доходами от коммерческой деятельности. Для бюджетных и автономных учреждений вопросы эффективного управления финансовыми потоками являются актуальными.

Несовершенная система управления и контроля на предприятиях государственного сектора негативно влияет на экономное использование бюджетных и внебюджетных средств и эффективность их расходования. В современных условиях необходимо совершенствовать ​​ методы контроля над эффективным и, самое главное, над целевым использованием бюджетных средств и одновременно повышать качество управления финансовыми​​ потоками от предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях. В рамках данного исследования изучены проблемы улучшения организации, структуры внутреннего контроля на предприятиях государственного сектора.

Цель работы – раскрыть теоретические основы управления финансами бюджетных учреждений, разработать рекомендации по формированию эффективной системы бюджетного менеджмента, ориентированного на результат.

Объектом исследования выступают денежные потоки бюджетных организаций.

Предметом исследования является обоснованная система управленческих функций, совокупность взаимосвязанных действий, различных приемов и методов, направленных на руководство бюджетными ресурсами и теми отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков.

С 2018 года в системе бюджетного учета принят ряд новых стандартов, приближенных к международным. Это обстоятельство дает ряд возможностей для управления финансами бюджетных предприятий. К примеру, бюджетным учреждениям дается право применять больше методов начисления амортизации по объектам основных средств, повышены стоимостные границы отнесения имущества к объектам основных средств. Ряд изменений в системе учета дает бюджетным учреждениям выбирать те методы, которые бы позволили обеспечить эффективное управление финансовыми потоками.

Для улучшения финансового состояния бюджетного учреждения рекомендуется создать систему бюджетирования. Система бюджетирования – это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах, результатах хозяйственной деятельности учреждения в необходимом аналитическом разрезе, которая необходима для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых потоков ​​ в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Процесс составления смет и финансовых планов бюджетирования можно применить:

  • к организации, отдельному структурному подразделению (бюджет цеха, отдела, участка), специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат и т.п.);

  • к программе работ или функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.);

  • к отдельному контракту или проекту.

Для бюджетных учреждений частой проблемой являются кассовые разрывы, несвоевременность распределения главными распорядителями бюджетных средств и ​​ выделенных лимитов.​​ 

Анализ показал, что причинами кассовых разрывов являются:​​ 

  • несбалансированность утвержденных бюджетов и условий заключенных договоров;

  • несовершенная ​​ работа с дебиторской задолженностью, либо ее отсутствие;

  • неурегулированная платежная дисциплина, отсутствие платежных календарей и контроля;

  • неналаженная работа по ​​ управлению запасами учреждения.

Наиболее эффективными инструментами уменьшения кассовых разрывов будут являться следующие.

Во-первых, необходимо своевременно проводить анализ и балансировку договорных условий. Эффективный баланс условий договора позволяет обеспечить снижение случаев возникновения кассового разрыва, а также повышает качество финансовых потоков бюджетного учреждения за счет оптимизации кредитной нагрузки. Для реализации данного предложения предлагается реализовать ряд мероприятий:

  • провести глубокий анализ условий имеющихся в учреждении договоров;

  • ранжировать договора по степени влияния на приток и отток денежных средств;

  • рассчитать коэффициент отношения дебиторской и кредиторской задолженности;

  • рассчитать для каждого учреждения свои лимиты ​​ кредитования.

Эффективным инструментом по снижению кассовых разрывов является группировка ​​ платежей по их приоритетности.​​ 

К примеру, группировать платежи следует в зависимости от статьи, срока неисполненного документа, группы контрагентов, значимости проекта или других аналитических разрезов. Платежи в группе с высокими приоритетами необходимо проводить сразу в установленные в договорах сроки, платежи в группе с пониженным приоритетом – при выполнении дополнительных условий. Данный механизм позволит оптимизировать платежный календарь.​​ 

В качестве альтернативных вариантов увеличения чистого денежного дохода от основной деятельности бюджетного учреждения следует выделить:

  • реализацию части неиспользуемого имущества;

  • сдачу в аренду неиспользуемых производственных площадей;

  • реализацию незавершенного строительства;

  • эффективное использование части земельных​​ участков, занимаемых предприятием, но не используемых им.

Внедрение системы бюджетирования позволяет сгладить колебания в финансировании.

Только системный подход позволит устранить причины, из-за которых происходит рост кассовых разрывов (рис.1).

 

Рис. 1.​​ Направления совершенствования управления финансами бюджетных учреждений

 

Таким образом, систему мер по управлению финансами бюджетных учреждений можно классифицировать:

  • меры по совершенствованию внутреннего контроля над финансовыми потоками;

  • меры по расширению источников поступления положительных финансовых потоков.

Для реализации мер по совершенствованию внутреннего контроля над финансовыми потоками необходимо наладить контроль над целевым использованием финансовых ресурсов бюджетного учреждения. Результатом реализации данного направления не будет рост положительных денежных потоков в абсолютном выражении. Эффект будет выражаться в виде улучшения деятельности бюджетного учреждения, и положительный результат выявится косвенно и будет выражаться в виде исключения штрафов и пеней в связи нецелевым использованием бюджетных средств.

Для эффективной реализации рекомендуемого предложения необходимо придерживаться следующего алгоритма, представленного на рис.2.

Рис.2. ​​​​ Блок-схема совершенствования ​​ контроля над целевым использованием финансовых ресурсов бюджетного учреждения

 

Для практической реализации данного предложения необходимо разработать для каждого конкретного бюджетного учреждения критерии эффективности управления финансовыми потоками, а также оформить в трудовых соглашениях ответственность отдельных работников.

Как отмечалось ранее, бюджетные учреждения имеют право осуществлять приносящую доход деятельность, вести коммерческую деятельность согласно ст. 298 ГК РФ.​​ 

Для расширения источников поступления положительных финансовых потоков необходимо грамотно подойти к организации таких коммерческих проектов.​​ 

Для обучения предпринимательству организуются различные обучающие курсы при поддержке государства. Рекомендуется при планировании финансирования подобных проектов учесть специфику деятельности бюджетных учреждений и ввести курсы по обучению предпринимательской деятельности работников коммерческих отделов бюджетных учреждений.

Развитие предпринимательской деятельности бюджетного учреждения позволяет ему активно развиваться, улучшать условия труда, модернизировать производственные мощности. Вместе с тем, при организации системы предпринимательской деятельности необходимо помнить, что такая деятельность не должна препятствовать выполнению основных государственных задач, возложенных на каждое отдельно взятое учреждение.

Бюджетные учреждения обязаны соблюдать законодательство, регулирующее не только бюджетную деятельность, но и коммерческую.

Таким образом, грамотное управление финансовыми потоками бюджетного учреждения позволит избежать нецелевого использования бюджетных средств, наладить порядок расчетов и платежей, избегать кассовых разрывов и повысить финансовую устойчивость и платежеспособность, обеспечивая выполнение основных государственных задач.

 

Список литературы

 

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от ​​ 31.07.1998 ​​ No 145-ФЗ (с изм. от 11.10.2018) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

  • Бачина Т.В., Ерзылева А.А., Совершенствование управления финансами бюджетных учреждений здравоохранения (на примере Рязанской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 2 (54). С. 4.

  • Перфильева И.А., Козлова Е.И. Особенности организации финансов бюджетных учреждений // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. научных ст. 8-й Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 65-67.

 

© Л.В. Грибанова, 2019

 

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

Научный руководитель – Фомичева Л.М., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания ​​ частного образовательного учреждения высшего образования​​ «Московский университет имени С.Ю. Витте».

 

Скачать PDF

Выходные данные

Грибанова Л.В. Направления совершенствования управления финансами бюджетных учреждений [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 8. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *