Автор

Старовойтова Э.В.

Аннотация

В статье дается характеристика существующим видам театрализации в дошкольном образовании, обозначаются преимущества данного метода. Выявляется влияние театрализованной деятельности на мотивацию к обучению английскому языку у детей, рассматриваются их предпочтения, на основании опроса выдвигаются требования к педагогу. Результаты исследования интерпретированы и представлены в статье.

Ключевые слова

Дети дошкольного возраста, обучение английскому языку, театрализованная деятельность.

Статья

УДК 373.21

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Старовойтова Э.В.

 

Новосибирский государственный педагогический университет

 

В статье дается характеристика существующим видам театрализации в дошкольном образовании, обозначаются преимущества данного метода. Выявляется влияние театрализованной деятельности на мотивацию к обучению английскому языку у детей, рассматриваются их предпочтения, на основании опроса выдвигаются требования к педагогу. Результаты исследования интерпретированы и представлены в статье.

 

Ключевые слова:​​ дети дошкольного возраста, обучение английскому языку, театрализованная деятельность.​​ 

 

В современном мире изучение английского языка осваивает новые возрастные группы. Все больше родителей ориентированы на раннее обучение детей иностранному языку, растет количество ДОУ, предлагающих лингвистические образовательные услуги.

К. Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [5]. Действительно, ряд исследователей признает положительные эффекты обучения иностранному языку детей дошкольного возраста: его влияние на процессы внимания, памяти, на развитие логического мышления, а также и на усвоение родного языка. Кроме того, в процессе обучения ребенок приобретает не только ранний языковой опыт, но и индивидуальный психологический опыт [3].

По словам О. И. Воробьёвой, сенситивным периодом для изучения английского языка является возраст от 5 до 8 лет, когда родной язык достаточно закрепился, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение [1]. Но до сих пор нет единого мнения по вопросу о благоприятном периоде начала изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста.

Современное общество стремиться формировать поликультурную личность в ребенке уже в дошкольном возрасте. В данном случае иностранный язык выступает одним из средств формирования поликультурной личности. Следовательно, основной задачей педагога является – создание организованной языковой среды, повышение мотивации к овладению иностранным языком [4].

Театрализованная деятельность как метод обучения иностранному языку детей дошкольного возраста решает многообразие психолого-педагогических,​​ социальных и культурных задач. Это освоение языка и культурных традиций других народов; стимулирование продуктивной творческой деятельности; эстетическое и нравственное воспитание; возможность применения усвоенных языковых клише в различных коммуникативных ситуациях; самовыражение ребенка; а также повышение его мотивации за счет участия в коллективной творческой деятельности. Необходимо учитывать, что постановка театрального спектакля не является целью, главная цель – это активное участие каждого члена театральной постановки.

В ходе драматизации участники овладевают следующими компетенциями:

  • коммуникативная (наиболее значимая компетенция, которая включает в себя развитие фонетических, лексических, грамматических навыков, расширение словарного запаса);

  • информационная (в театрализации компьютерные технологии позволяют моделировать явления, сложные для демонстрации в реальности);

  • учебно-познавательная (создание театральной постановки происходит параллельно с овладеваем знаний);

  • ценностно-смысловая (театральная деятельность, проигрывание различных сказок влияет на нравственное развитие ребенка, формирует его мировоззрение);

  • общекультурная (драматизация дает возможность приобщиться к особенностям культуры и традициям других народов);

  • компетенция личного самосовершенствования (участие в театральной деятельности позволяет ребенку избавиться от страха публичных выступлений).

В дошкольном возрасте наиболее актуальны следующие виды театрализованной деятельности:

  • театр на стенде (фигурки и декорации крепятся на определённую поверхность);

  • театр на столе (фигуры и декорации ставятся на стол);

  • наручный театр (пальчиковый или перчаточный);

  • театр «Бибабо» (в отличие от перчаточного театра персонаж действует из-за ширмы);

  • театр на полу (все персонажи – марионетки);

  • масочный театр (дети играют в масках);

  • костюмированное представление [2].

Целью нашего исследования было выявление предпочтений детей в театрализованной деятельности на уроках английского языка, а также выявление влияния драматизации на мотивацию к обучению иностранному языку. Нами был проведен опрос 30 детей старшего дошкольного возраста (по 10 детей пяти, шести и семи лет). Мы составили вопросы, которые задали детям после окончания всех ​​ театральных мероприятий.

Результаты проведенного эксперимента (% положительных ответов от общего количества ответов) приведены в Таблице 1.

 

 

Таблица 1.​​ Результаты проведенного эксперимента

Вопросы

Возраст

5 лет

6 лет

7 лет

Понравилось ли вам ​​ разыгрывать спектакль с куклами на столе?

80%

50%

30%

Понравилось ли вам быть персонажем в перчаточном театре?

90%

60%

20%

Понравилось ли вам разыгрывать театральный спектакль, управляя марионеткой?

60%

70%

50%

Понравилось ли вам играть роль в костюмированном спектакле?

40%

70%

80%

Понравилось ли вам/хотели бы вы принимать участие в театральной поставке в роли зверька?

100%

80%

40%

Понравилось ли вам/хотели бы вы принимать участие в театральной поставке в роли человека какой-либо профессии?

30%

50%

60%

Понравилось ли вам/хотели бы вы принимать участие в театральной поставке в роли супер-героя?

50%

70%

50%

 

Опрос проводился в форме беседы с каждым ребенком. Таким образом, согласно опросу, каждый из проведённых видов театрализации актуален в старшем дошкольном возрасте, но наиболее привлекательными являются костюмированные и марионеточные спектакли.

 

C:\Users\Ella\Desktop\Учеба\чехия\11.png

Рис. 1.​​ Виды театрализации

 

В основном дети старшего дошкольного возраста предпочитают играть роли животных - 42% и лишь 26% детей хотят играть роли связанные с профессиональной деятельностью.

 

C:\Users\Ella\Desktop\Учеба\чехия\2.png

Рис. 2.​​ Предпочитаемые роли

 

Кроме того, мы спросили у детей: «С какими трудностями вы столкнулись в процессе подготовки к спектаклю?». Большинство детей – 58% забывали иностранные слова, 29% - хотели бы играть другую роль и 13% не понравился сюжет постановки.

 

C:\Users\Ella\Desktop\Учеба\чехия\33.png

Рис. 3.​​ Трудности в процессе подготовки

 

«Интересно ли вам на уроках английского языка?» - этот вопрос мы задали дважды (перед подготовкой и проведением театрализованных мероприятий и сразу после них). Перед подготовкой театральной деятельности 53% опрашиваемых отвечали, что обучение английскому языку то интересно и нравится им, то наоборот. «Да!» - отвечало 28% детей и 19% давали отрицательный ответ. После подготовки и проведения спектаклей интерес к изучению английского языка повысился до 45%, такой же результат оказался у детей, которые не смогли дать четкого ответа, а число отрицательно ответивших понизилось до 10%.

 

C:\Users\Ella\Desktop\Учеба\чехия\4.png

Рис. 4.​​ Интересно ли вам на уроках английского языка?

 

Дети старшего дошкольного возраста показали высокую заинтересованность в подготовке театральных постановок на уроках английского языка. Большинство приняло активное участие в постановке спектаклей.

Анализ результатов показал, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на мотивацию детей к обучению иностранному языку, число заинтересованных детей увеличилось на 17%. А также, большая часть детей предпочитает принимать участие в костюмированных спектаклях в роли различных животных. К тому же, дети положительно относятся к каждому виду театральных постановок, что дает возможность выбора и творческого проявления педагога.

Анализ трудностей, возникающих у детей в процессе театрализованной ​​ деятельности, показывает, что педагогу необходимо прислушиваться к детским ​​ желаниям и дать возможность детям понять смысл иностранных реплик, избегая их простого заучивания.

Таким образом, использование метода театрализации в процессе обучения английскому языку имеет ряд преимуществ. Театрализация позволяет формировать поликультурную личность в ребенке, дает возможность овладеть рядом значимых компетенций, а также позволяет педагогу задействовать ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игру, погрузив его в искусственную языковую среду.

Отметим, что метод театрализации при обучении иностранным языкам должен сочетаться с другими традиционными и нетрадиционными методами и формами обучения.

 

 

Список литературы

 

  • Методологические аспекты преподавания английского языка в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16961249

  • Методика составления и проведения занятий по театральной деятельности в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html#i-5

  • Цигулева О.В. (2009). Организация учебного процесса по формированию интеллектуальных умений, с. 99-117.

  • Цигулева О.В., Воробьева А.А., Голубева М.В. (2017). Обучение произношению с «веселой фонетикой» на дошкольном уровне, с. 305-311.

  • Ушинский К.Д. (2005). Проблемы педагогики, с. 536.

© Э.В. Старовойтова, 2019

 

 

Скачать PDF

Выходные данные

Старовойтова Э.В. Театрализованная деятельность как метод обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 8. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *