Автор

Воргунова В.Р.

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного исследования уровня агрессивности у курящих и некурящих студенток. В исследовании использована системно-функциональная модель агрессивности, разработанная А. И. Крупновым. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что курящие студентки в целом имеют более высокий уровень агрессивности по сравнению с некурящими, хотя уровень агрессивности в обеих группах не превышал нормы.

Ключевые слова

агрессия, агрессивность, системно-функциональная модель, черты личности, курение, студенты.

Статья

УДК​​ 159.99

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ У КУРЯЩИХ СТУДЕНТОК​​ 

 

Воргунова В.Р.

 

Финансовый университет при Правительстве РФ (Краснодарский край)

 

В статье представлены результаты сравнительного исследования уровня агрессивности у курящих и некурящих студенток. В исследовании использована системно-функциональная модель агрессивности, разработанная А. И. Крупновым. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что курящие студентки в целом имеют более высокий уровень агрессивности по сравнению с некурящими, хотя уровень агрессивности в обеих группах не превышал нормы.​​ 

 

Ключевые слова:​​ агрессия, агрессивность, системно-функциональная модель, черты личности, курение, студенты.​​ 

 

1. Введение

 

Табачный дым содержит более 4000 химических веществ, в том числе никотин, который является одним из сильнейших ядов, вызывающих зависимость. Курение является ведущей предотвратимой причиной преждевременной смерти и болезней и вызывает более 5 миллионов смертей каждый год, с ожидаемым увеличением этого параметра до 8 миллионов смертей ежегодно к 2030 году. В России ежегодно от болезней, вызванных курением табака, умирает 400 000 человек.​​ 

Несмотря на известные негативные последствия курения, число курильщиков в России не уменьшается, а даже растет. По данным Глобального исследования табака для взрослых​​ 39.1% россиян (43,9 млн.) курят (60,7% мужчин и 21,7% женщин). По сравнению с 1980 годом количество курильщиков среди мужчин увеличилось примерно на 15% , а среди женщин - более чем в 4 раза.​​ Самый высокий процент (37,9 %) курящих женщин приходится на возрастной диапазон от 19 до 24 лет (возраст для получения высшего образования).​​ 

С точки зрения психологии, проблема табачной зависимости все еще недостаточно изучена, в отличие от медицины. Однако данные свидетельствуют о том, что существуют различия между курильщиками и некурящими в чертах личности. Например, курильщики имеют более высокие оценки экстраверсии. Средние показатели экстраверсии у курящих мужчин​​ выше, чем у курящих женщин. Оценки невротизма у мужчин-курильщиков значительно выше, чем у мужчин, которые бросили курить или никогда не курили. В то же время, нет никакой разницы в уровне невротизма среди курящих и некурящих женщин. Исследователи предполагают, что мужчины начинают курить, чтобы уменьшить беспокойство и использовать курение в качестве стратегии преодоления.​​ 

 

2. Содержательный раздел​​ 

 

Изучение данной проблемы на примере женщин студенческого возраста особенно актуально в связи с ростом числа курильщиков.​​ В этой статье рассматривалась​​ агрессивность как личностная​​ черта.

​​ В своем исследовании​​ я руководствовалась системно-функциональной моделью организации черт личности, разработанной профессором РУДН Александром​​ Крупновым. В рамках данного подхода черта личности изучается как целостное и системное образование. В его структуре выделяются два блока: мотивационно-содержательный, включающий в себя установочный, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты, и регулятивно-динамический, содержащий эмоциональный, динамический, регулятивный, рефлексивно-оценочный компоненты признака личности. Каждый компонент содержит две переменные.​​ 

Применительно к агрессивности системно-функциональная модель конкретизируется следующим образом. С мотивационно-смысловой стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности в межличностном взаимодействии отличается направленностью мотивации (социоцентрической или эгоцентрической), сферой применения результата агрессивного поведения (предметной или субъектной сферой), уровнем осознания агрессивности как свойства личности (глубинного или поверхностного).​​ 

С регулятивно-динамической стороны одно и то же стремление может характеризоваться направленностью эмоциональных переживаний, волевой регуляцией (внутренняя или внешняя), формами проявления агрессии (физическая или вербальная), а также характером проблемных ситуаций, в которых проявляется агрессия (операционные и личностные трудности).

Коллектив Центра личностных исследований РУДН провел ряд фундаментальных и прикладных исследований, основанных на этой модели. Выявлено, что агрессивность юношей чаще используется как инструмент и является физически ориентированной, а агрессивность девушек более эмоциональной, что отражается также в социальных представлениях студентов об агрессии и агрессивности. Показана гендерная специфика в структуре агрессивности во взаимоотношениях когнитивного, эмоционального и регуляторного компонентов.

Полагается, что существует возможность наиболее полно определить психологические особенности агрессивности курящих студенток на основе системно-функциональной модели. Изучение психологических факторов, связанных с курением, поможет найти дополнительные аргументы для разработки эффективных мер борьбы с табакокурением в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака.​​ 

 

3. Исследование​​ 

 

Целью данного исследования было сравнение уровня агрессивности курящих и некурящих студенток. Основная гипотеза заключается в том, что курящие студентки имеют более высокий уровень агрессивности, чем некурящие. В исследовании приняли участие 97 респондентов, из которых 55 студенток (57%) являются некурящими, 42 студентки (43%)-курильщицами. Все респонденты были студентами первого, второго и третьего курсов​​ Финансового университета при Правительстве РФ г. Краснодар​​ (в возрасте 17-23 лет).​​ Проводилось изучение​​ курящих девушек, потому что, во-первых, девушки преобладают на гуманитарных факультетах университетов, а во-вторых, в последнее время в России увеличилось количество молодых курящих женщин (в возрасте 19-24 лет). Уровень агрессивности измерялся с помощью​​ опроса. Анкета состоит из семи разделов и позволяет диагностировать различные компоненты и переменные агрессивности.​​ Кроме того была использованна «межличностная​​ диагностика​​ Лири», адаптированной в России Л. Собчик. Т. Лири выделил 8 основных типов межличностных отношений:​​ 

1)​​ управленческий–автократический,​​ 

2) соревновательный–нарциссический,​​ 

3) агрессивный–садистский,​​ 

4) недоверчивый–бунтарский,​​ 

5) мазохистский-самоуничижительный,​​ 

6) зависимый–покорный,​​ 

7) сверхконвенциональный–кооперативный,​​ 

8) ответственный–гипернормальный.​​ 

«Лири межличностный диагноз»​​ содержит 128 предложений (16 для каждого типа межличностных отношений). 16 баллов​​ ​​ это максимальная сумма для каждого вида: низкая степень тяжести — 0-4 балла, средняя степень тяжести — 5-8 баллов, Высокая степень тяжести — 9-12 баллов, крайняя степень тяжести (трудности социальной адаптации)— 13-16 баллов. Методика позволяет определить два кумулятивных фактора: доминирование и дружелюбие.​​ 

Курящие студентки характеризуются более высокой степенью проявления физической агрессивности переменной агрессивности, чем некурящие студентки. Следовательно, курящие девушки более склонны к физическим формам агрессии (проявлять силу, чтобы защитить себя, дать отпор, ударить другого человека, стукнуть по столу и т.д.)​​ чем некурящие. Также курящие девушки характеризуются более высокой степенью выраженности вербальной агрессии по переменной агрессивности, чем некурящие девушки. Поэтому курильщики чаще проявляют агрессию в словесной форме (говорить грубые вещи, кричать во время спора, говорить обидные слова и т. д.) чем некурящие. Курящие студентки в большей степени характеризуются операционными трудностями, характеризующимися переменной агрессивности, чем не курящие студентки.​​ В связи с этим для курящих девушек труднее контролировать проявления своей агрессивности, чем для не курящих девушек: они часто испытывают гнев, не могут скрыть свое негативное отношение к другим людям, не могут контролировать подачу своего голоса и т.д. Наконец, что касается переменной личностных трудностей агрессивности у некурящих студенток, то средние значения этой переменной​​ оказываются заметно ниже,​​ чем у курящих студенток, и это различие статистически значимо.​​ 

Женщины-курильщицы чаще испытывают раздражение и гнев, они более вспыльчивы и т.д., чем у некурящих. Необходимо отметить, что различия в выраженности динамического и рефлексивно-оценочного компонентов агрессивности подчеркивают наиболее значимые различия во внешних проявлениях агрессивности между курящими и некурящими студентами. Таким образом, различия в проявлениях агрессии между этими группами проявляются на поведенческом уровне, а не на уровне мотивов, взглядов, представлений или эмоциональных реакций. Теперь рассмотрим данные, полученные с помощью метода​​ «межличностной диагностики Лири».​​ 

Выраженность семи из восьми типов межличностных отношений у курящих студенток практически такая же, как и у некурящих студенток. Значения кумулятивных факторов доминирования и дружелюбия также не имеют существенных различий эти результаты подтверждают гипотезу о том, что курящие студентки в целом более склонны к проявлениям агрессивности, чем некурящие, хотя уровень агрессивности в обеих группах не превышал нормы. Этот факт отчасти соответствует данным о более высоком уровне экстраверсии​​ у курильщиков.​​ Однако остается вопрос о причинно-следственной связи:​​ «курение способствует агрессивности или агрессивность способствует курению?»​​ Чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести лонгитюдное исследование.​​ 

 

4.​​ Заключение

 

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод, что:​​ 

1)​​ Курящие студентки характеризуются более высокой степенью проявления четырех переменных агрессивности: физической агрессии, вербальной агрессии,​​ операционных трудностей, личностных трудностей, чем некурящие студентки. Следовательно, курящие студентки проявляют физическую и вербальную агрессию гораздо чаще, чем некурящие. Курящие студентки с большей вероятностью через свои агрессивные действия компенсируют заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, а также неразвитые интеллектуальные, волевые и коммуникативные привычки.​​ 

2)​​ Исследование в целом подтвердило гипотезу: курящие студентки в целом имеют более высокий уровень агрессивности по сравнению с некурящими, хотя уровень проявления агрессивности не превышает норму. Однако остается вопрос о причинно-следственной связи: курение способствует агрессивности или агрессивность способствует курению? Для ответа на этот вопрос необходимо провести лонгитюдное исследование.​​ 

3)​​ Перспективы дальнейшего изучения заключаются в сравнении уровня агрессивности у курящих и некурящих студентов мужского пола и изучении этой проблемы в других возрастных группах мужчин и женщин.​​ 

4)​​ Полученные данные могут быть использованы для разработки программ профилактики и борьбы с табакокурением. Например, вместе с предупреждением на пачке сигарет​​ «Курение убивает!», можно описать психологические эффекты курения, такие как​​ «курящие девушки более агрессивны!»​​ и так далее.

 

Список литературы

 

  • Роль семьи в формировании у подростков установок на​​ безопасное поведение в социуме​​ / Воргунова В.Р., Лобанова А.В. // Грани педагогики безопасности Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Составитель В.В. Гафнер. 2018. С. 30-36.

  • Основные проблемы семейных конфликтов современной среды в период экономического кризиса / Воргунова В.Р. // Молодой исследователь: вызовы и перспективы Сборник статей по материалам LCI международной научно-практической конференции. 2018. С. 125-129.

  • Социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей / Воргунова В.Р. // Молодежный научный форум электронный сборник статей по материалам XV студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 14-18.

© В.Р. Воргунова, 2019

Скачать PDF

Выходные данные

Воргунова В.Р. Психологические особенности агрессивности у курящих студенток. [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 8. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *