Автор

Путимцева К. Р.

Аннотация

Функционирование компании, органов власти, любого юридического лица невозможно без ежедневного осуществления нескольких видов коммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высокой степенью информационной сложности задач, требующих решения государственной политики, направленной на формирование условий производства, хранения, распространения и комплексного использования всех видов информационных ресурсов, повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Именно это и рассмотрим в данной статье.

Ключевые слова

коммуникационное взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, информация, органы государственной власти.

Статья

УДК​​ 004.9

 

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Путимцева К.​​ Р.

 

Функционирование компании, органов власти, любого юридического лица невозможно без ежедневного осуществления нескольких видов коммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высокой степенью информационной сложности задач, требующих решения государственной политики, направленной на формирование условий производства, хранения, распространения и комплексного использования всех видов информационных ресурсов, повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Именно это и рассмотрим в данной статье.​​ 

 

Ключевые​​ слова:​​ коммуникационное взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, информация, органы государственной власти.

 

Введение

 

Информация и коммуникация являются стратегическими национальными ресурсами, одними из основных богатств государства, играющие все большую роль в системе государственного управления. Развитие средств коммуникации привело к выделению информационных ресурсов в отдельный специфический вид инструментов государственной политики. Информационно-коммуникационные технологии на современном этапе развития общества стали участником всех сфер, где накапливаются, хранятся и перерабатываются большие потоки информации, а последствия принятия решений важны для жизнедеятельности. Поэтому изучение использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти является важным научным направлением.​​ 

Анализ последних исследований и публикаций. Информационно-коммуникационные технологии изучали такие отечественные и зарубежные исследователи как С. Белорусов, А. И. Венгер, И. Захарова, Л. А. Мажник, А. И. Семенченко, А. Н. Холод, Н. А. Шпак и другие. Ученые изучали понятие «Информационно-коммуникационные технологии», социально-коммуникационные технологии, проблемные вопросы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, преимущества при использовании информационно-коммуникационных технологий в России. Тема является частично разработанной, поскольку ученые изучают информационно-коммуникационные технологии, указывают на преимущества от их применения. Однако не определяются конкретные проблемы, которые могут возникать при использовании информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти и пути их решения.​​ 

Целью исследования является анализ особенностей коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти.

В рамках написания статьи использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.​​ 

Современное состояние развития общества требует новых средств, которые облегчали работу различных работников, способствовали ее оперативному выполнению и эффективному выполнению задач. Такими технологиями во время информационного века является информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии внедряются и используются во всех сферах общества. Информационно-коммуникационные технологии являются важным фактором в деятельности органов государственной власти. Рассмотрим виды информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти [5].​​ 

Централизованные информационно-коммуникационные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решения задач зависит от центрального органа и контролируются им же. Децентрализованные используются на локальном, местном уровне. Смешанные сочетают в себе централизованные и децентрализованные. Решение вопросов, проблем, обработка информации могут происходить на локальном уровне, но данные хранятся в центральном органе, базах данных центральных органов [1].​​ 

Одной из доминант современного развития государств и общества в целом является повышение роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), оказывающих существенное влияние на состояние социальной системы и развитие ее институтов. Коммерческие предприятия и фирмы, для которых эффективное функционирование и уровень удовлетворения клиентов являются основными значимыми аспектами конкурентоспособности, уже давно осознали большую значимость информационно-коммуникационных технологий в условиях современной конкуренции. Государственные же организации пришли к этому пониманию значительно позднее, но стоит отметить, что на сегодняшний день очевидно следующее – в отсутствие полномасштабной реализации информационно-коммуникационных технологий деятельность государства в информационном обществе не будет отвечать требованиям, которые предъявляет общество

В соответствии с назначением информационно-коммуникационных технологий органов государственной власти их подразделяют на:​​ 

− технологии поддержки принятия решений – выработка управленческих решений, автоматизированное принятие или их отклонение;

− автоматизированный процесс выбора альтернатив;​​ 

− обработки данных – для задач или информации, которая постоянно повторяется;​​ 

− управления;​​ 

− экспертные системы – для решения проблем, которые возникают, во избежание конфликтных ситуаций, информация о возможных путях решения, получения определенных консультаций, советов;​​ 

− технология автоматизированного офиса – для связи работников органов государственной власти, для передачи, обработки, хранения информации.​​ 

С конца XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их воздействие касается государственных и муниципальных структур, институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны уже осознали​​ огромные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационных технологий.

На основе опыта других стран, с целью развития системы управления в России и получения максимальных благ, была разработана государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) [5]. Программа охватывает множество сфер деятельности, рассчитана на различные отрасли, направлена на решение большого комплекса задач. Реализация стратегии данной программы в конечном итоге приведет к повышению конкурентоспособности страны, открытости управления, сглаживанию цифрового неравенства в обществе, повышению качества жизни населения, благодаря оперативному взаимодействию граждан, бизнеса и государства.

Реализация государственной программы «Информационное общество» (2011–2020 годы) уже повлияла на уровень развития информационных технологий и привела к ощутимым изменениям в процессах управления.

Обработка огромного объема информационных потоков, принятие управленческих решений, межведомственное взаимодействие, взаимодействие органов власти с гражданами, внутренний документооборот и многие другие процессы, происходящие ежедневно в управленческих структурах, невозможно было на должном уровне выполнять, контролировать и регулировать без участия современных информационно-технологических продуктов.

Применение информационно-коммуникационных технологии способствует разработке и производству материалов образовательного назначения и их распространение; обеспечивает возможность всем лицам играть более активную роль в жизни общества на национальном, региональном и местном уровнях путем использования новейших информационных технологий в целях: обеспечения беспрепятственного доступа к информации о местных, региональных административных и юридические службы и прямые связи с ними; доступа к официальным текстам местных, региональных и национальных законов и нормативных актов, международных договоров и решений национальных и международных судебных органов; содействие максимально широкому доступу к новейшим информационным технологиям и коммуникационным услугам, например, путем создания широкой сети пунктов доступа в общественных местах; содействие эффективного международного сотрудничества. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет ускорить реализацию поставленных целей по сокращению времени на передачу и получение информации, а также уменьшение бумажной работы благодаря электронным носителям информации [3].​​ 

Однако наряду с преимуществами при использовании информационно-коммуникационных технологий возникают различные проблемы. Прежде всего, в России несовершенны нормативно-правовые акты, регулирующие использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти и развитие этих технологий. Законодательная база требует значительных изменений и дополнений, поскольку законы, постановления, указы и т. п. не соответствуют уровню развития информационно-коммуникационных технологий и одни могут противоречить другим.​​ 

Понятие «электронное правительство» возникло в русском языке путем дословного перевода английского слова «electronic government», иначе говоря, «e-government». В первый раз об «электронном правительстве» начали​​ говорить в заокеанских США в начале 90-х гг. XX в., когда у руля страны находился Билл Клинтон, именно он придал прогрессу интернета и развитию информационных технологий особое значение. С 1999 г. затрагивание темы об «электронном правительстве» стало постоянно встречаться в главных газетах США. Однако общепризнанного научного определения термина «электронное правительство» на сегодняшний день не существует. Исследователи рассматривают данный термин с разных сторон, выдвигая экономические, технические, прикладные и описательные трактовки.​​ 

В российской практике государственного управления начиная с 2000 г. в официальных документах «электронное правительство» переосмысляется как «государство в сети» (то есть наличие единых прозрачных интернет-порталов органов государственной власти) [4, с. 42–43].

В результате анализа выпущенных за последние 10 лет отечественных публикаций можно отметить ряд отличительных трактовок термина «электронное правительство», которые различаются по уровню актуальности и обширности подхода, а именно:​​ 

– предоставление услуг предприятиям и населению с применением ИКТ, включая создание сайта государственных органов;​​ 

– ввод ИКТ во все сферы государственной деятельности, к тому же активное взаимодействие государственных органов между собой, с предприятиями и населением для роста эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним;​​ 

– термин «электронное правительство» понимают, как трансформацию государственного управления, вдобавок ИКТ считаются одним из главных катализаторов трансформации государственного сектора.

В макете «электронного правительства» выделяются четыре области взаимоотношений: между государственными службами и гражданами (G2C – governmentto-citizen); между государством и частными компаниями (G2B – government-tobusiness); между государственными организациями и их сотрудниками (G2E – government-to-employee); между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G – government-to-government).​​ 

Цель создания «электронного правительства» состоит не в том, что «электронное правительство» является дополнением или аналогом традиционного правительства, а в том, что оно определяет новый способ взаимодействия органов власти и населения на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.​​ 

Осуществление сервисного строения «электронного правительства» подразумевает обязательность применения одной и той же информации разными по назначению департаментами, для чего необходима разработка инструментов межведомственной информационной взаимосвязи и стандарта обмена или совместной эксплуатации обрабатываемой информации.​​ 

Система межведомственного электронного взаимодействия – федеральная государственная информационная система, которая включается в себя информационные базы данных, которая также содержит сведения об органах и организациях, которые используют программные и технические средства, которые в свою очередь обеспечивают возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории​​ движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Действительно, полноценная работа «электронного правительства» невозможна в отсутствие слаженно функционирующих механизмов межведомственной электронной взаимосвязи. Потому что в сценарии с «обычным» правительством всем получателям государственных услуг, гражданам и юридическим лицам необходимо лично собирать все требуемые документы, обойдя множество учреждений и кабинетов, исполнение «электронного правительства» дает возможность им избавиться от любых сложностей подобного рода. Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.​​ 

Итак, исполнение проекта «электронного правительства» встает перед необходимостью создания интегрированной информационной системы в масштабах государства или, по крайней мере, разработки единых методик к представлению, описанию, передаче и обработке правительственных информационных массивов и информационных ресурсов.​​ 

Важно отметить, что концепция «электронного правительства» основывается на принципе предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам в режиме «одного окна».​​ 

Данный принцип означает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.​​ 

Главными целями осуществления принципа «одного окна» стали:​​ 

– адаптация процедуры получения гражданами и юридическими лицами гос. услуг и уменьшение сроков их предоставления;​​ 

– рост комфортности приема гражданами и юр. лицами государственных услуг;​​ 

– исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;​​ 

– противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе.​​ 

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти по предметам их ведения.​​ 

Создание «электронного правительства» предусматривает организацию трех единых каналов взаимодействия граждан со всеми органами власти, иначе говоря, образованию системы, где гражданин взаимодействует с государственной системой в целом. Пример такой трехканальной модели включает в себя:

– организованные центры телефонной поддержки и обслуживания граждан;​​ 

– порталы государственных и муниципальных услуг в сети Интернет на федеральном и региональном уровнях;​​ 

– единая сеть офисов, оказывающих услуги разных ведомств, иначе говоря, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.​​ 

Среди главных причин, обусловливающих актуальность создания «электронного правительства», можно назвать следующие:​​ 

1. Связь «электронного правительства» с разрешением конкретных задач, которые существуют на сегодняшний день в практике публичного менеджмента (рост эффективности государственного администрирования на всех этапах, предотвращение коррупции, необходимость в повышении уровня прозрачности государственных услуг).​​ 

2. «Электронное правительство» дает возможность раскрыть новые каналы политической связи между государством и обществом. Содействует росту уровня доверия общества к власти.​​ 

Подчеркнем, что «электронное правительство» не может быть кратковременным проектом, который направлен на достижение последней стадии своего развития, а заключает в себе постоянное усовершенствование государственного управления, полагаясь на новые информационно-коммуникационные технологии.​​ 

«Электронное правительство» делает систему государственного управления гораздо прозрачней и подотчетной, открывает для граждан доступ к процессу принятия управленческих решений. Совершенствование новых технологий приводит к росту степени вовлеченности граждан в политическую жизнь страны и в процессе принятия политических решений, как следствие, к эволюции идеалов гражданского общества.

Одной из основных проблем в России, которая возникает при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти является недостаточный уровень финансирования закупки и внедрения коммуникационных технологий [2].​​ 

Другая проблема, с которой встречаются государственные служащие – это ограниченный доступ к сети Интернет. Если принять во внимание статистические данные, то можно заметить, что Всемирная сеть недоступна для большей половины государственных служащих [4].​​ 

Вместе с этой проблемой можно определить другую: не все государственные служащие обладают высоким уровнем квалифицированности для использования информационно-коммуникационных технологий. Так же, не все органы государственной власти имеют собственные сайты. А даже те, которые имеют не всегда отчитываются на них о проделанной работе или о запланированных мероприятиях, проектах. В большинстве органах государственной власти отсутствуют специализированные подразделения, которые информировали бы граждан посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Не все органы исполнительной власти обеспечили гражданам возможность к ним обратиться. Эти подразделения могли бы обеспечивать доступ для граждан к публичной информации и получать обратную связь. Работники этих подразделений могли бы отвечать на информационные запросы населения в сети Интернет и поддерживать коммуникацию между органами власти и населением, средствами массовой информации.​​ 

Кроме вышеуказанных проблем, использование информационно-коммуникационных в органах государственной власти характеризуется​​ недостаточной организованностью электронного документооборота и отсутствием информационной открытости [6].​​ 

Повышение качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий, повышение эффективности расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационно-коммуникационных технологий в органах исполнительной власти, повышение уровня открытости органов исполнительной власти и участия граждан, общества и бизнеса в принятии государственных решений, уменьшение «цифрового неравенства» между органами государственной власти и местного самоуправления, развитие систем защиты информации – все это ожидается в результате реализации политики в сфере информационных технологий. ​​ Это дает нам право говорить, что стремительно развивающиеся в последние годы информационные технологии играю важную роль в развитии управления, создают предпосылки не только для экономического роста, но и для повышения уровня и качества жизни населения. Являясь воплощением передовой научной мысли, информационные технологии оказывают по-настоящему эволюционное воздействие на теорию и практику управления. Концентрируя их содержание, делая их более продуктивными и оперативными, информационные технологии влияют на изменения самой модели управления.

 

Выводы

 

Таким образом можно сделать вывод, что Россия делает определенные шаги для внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий во все общественные сферы. Однако при использовании этих технологий органами государственной власти возникает значительное количество проблем, среди которых были выделены основные: недостаточное финансирование развития информационно-коммуникационных технологий, низкий уровень квалифицированности государственных служащих, несовершенная законодательная база, ограниченный доступ граждан к Всемирной сети Интернет и тому подобное. Чтобы использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти было эффективным следует осуществить определенное реформирование, выработать единую государственную политику, стратегию использования коммуникационных технологий.

На данный момент наблюдается положительная тенденция развития региональной политики, доступность информации обеспечивает большую заинтересованность среди населения. Внедрение различных информационных систем обеспечивает упрощенную систему взаимодействия и предоставления государственных и муниципальных услуг, что не может не отразиться на уровне удовлетворенности граждан.

 

Список​​ литературы

 

  • Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015)​​ 

  • О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и​​ муниципальных услуг (осуществление функций): Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 16.02.2015)​​ 

  • Сарафанов В. И. Информатизация системы государственного управления / В. И. Сарафанов. – М.: Эксмо, 2016. – 256 с.​​ 

  • Старинцева Г. А. Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении. Электронное правительство РФ // Скиф. 2018. № 6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii-elektronnoe-pravitelstvo-rf (дата обращения: 23.08.2019).​​ 

  • Устинович Е. С. Государственная политика в сфере информационных технологий: дис.докт.полит.наук / Е. С. Устинович. – М., 2012. – 320 с.​​ 

  • Хижняков Д. П. Анализ информации в государственном управлении / Д. П. Хижняков // Молодой ученый. – 2014. – № 9. – С. 87-90.

©​​ К. Р. Путимцева,​​ 2019

Скачать PDF

Выходные данные

Путимцева К. Р. Применение современных информационных технологий в органах государственной власти.[Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 8. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *