Автор

Подчезерцева Е. П.

Аннотация

В статье рассмотрены основные внешние факторы, влияющие на формирование кадрового потенциала и его управление. Приведены основные показатели, отражающие состояние кадрового резерва и потенциала в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Ключевые слова

Кадровая политика, кадровый потенциал, формирование кадрового потенциала, управление кадрами.

Статья

УДК​​ 37.08

 

ПРОБЛЕМЫ​​ ФОРМИРОВАНИЯ​​ КАДРОВОГО​​ ПОТЕНЦИАЛА​​ В​​ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ​​ УЧРЕЖДЕНИЯХ:​​ СУЩНОСТЬ​​ И​​ ОСОБЕННОСТИ

 

Подчезерцева​​ Е.​​ П.

 

Ижевский​​ государственный​​ технический​​ университет​​ 

имени​​ М.​​ Т.​​ Калашникова

 

В​​ статье​​ рассмотрены​​ основные​​ внешние​​ факторы,​​ влияющие​​ на​​ формирование​​ кадрового​​ потенциала​​ и​​ его​​ управление.​​ Приведены​​ основные​​ показатели,​​ отражающие​​ состояние​​ кадрового​​ резерва​​ и​​ потенциала​​ в​​ образовательных​​ учреждениях​​ Российской​​ Федерации.​​ 

 

Ключевые​​ слова:​​ кадровая​​ политика,​​ кадровый​​ потенциал,​​ формирование​​ кадрового​​ потенциала,​​ управление​​ кадрами.

 

На​​ современном​​ этапе​​ развития,​​ кадровая​​ политика​​ в​​ образовательных​​ учреждениях​​ нуждается​​ в​​ разработке​​ новой​​ более​​ гибкой​​ стратегии,​​ которая​​ повлияет​​ в​​ лучшую​​ сторону​​ на​​ формирование​​ и​​ развитие​​ кадрового​​ потенциала.​​ На​​ данный​​ момент​​ система​​ образования​​ России​​ и​​ ее​​ регионов​​ нуждается​​ в​​ качественно​​ новом​​ кадровом​​ потенциале.

Как​​ отмечают​​ множество​​ современных​​ отечественных​​ и​​ зарубежных​​ исследователей,​​ понятия​​ «управление​​ кадрами»​​ и​​ «кадровый​​ потенциал»​​ находятся​​ в​​ неразрывной​​ связи,​​ так​​ как​​ при​​ эффективной​​ системе​​ менеджмента​​ предполагается​​ наиболее​​ рациональные​​ и​​ эффективные​​ процессы​​ использования​​ и​​ расстановки​​ кадров,​​ что,​​ безусловно,​​ является​​ обязательным​​ преимуществом​​ в​​ условиях​​ социально-экономической​​ конкуренции.

Таким​​ образом,​​ на​​ формирование​​ и​​ использование​​ кадрового​​ потенциала​​ оказывает​​ влияние​​ целая​​ система​​ внешних​​ и​​ внутренних​​ (по​​ отношению​​ к​​ самому​​ муниципальному​​ учреждению)​​ факторов.

Внешними​​ причинами​​ являются:​​ показатель​​ экономического​​ развития,​​ государственной​​ политики,​​ состояние​​ рынка​​ труда,​​ системы​​ образования,​​ государства,​​ персонала,​​ ресурсов,​​ политики​​ и​​ т.д.

Рассмотрим​​ только​​ внешние​​ факторы:

  • Общественно-политические​​ факторы.

Долгое​​ время​​ проводимой​​ в​​ нашей​​ стране​​ политике​​ занятости​​ были​​ присущи​​ экстенсивные​​ тенденции,​​ которые​​ зачастую​​ мешали​​ учреждениям​​ правильно​​ подбирать​​ работников​​ на​​ рабочие​​ места.​​ Основная​​ цель​​ была​​ количество,​​ а​​ не​​ качество.​​ При​​ этом,​​ не​​ учитывались​​ интересы,​​ как​​ муниципального​​ учреждения,​​ так​​ и​​ его​​ работников.​​ В​​ современных​​ условиях,​​ для​​ формирования​​ кадрового​​ потенциала,​​ необходимо​​ переходить​​ к​​ интенсивным​​ тенденциям,​​ направленным​​ на​​ совершенствование​​ качественного​​ показателя,​​ т.е​​ за​​ счет​​ внедрения​​ новых,​​ более​​ эффективных​​ технологий,​​ позволяющих​​ создать​​ сплоченную,​​ ответственную,​​ высокоразвитую​​ и​​ высокопроизводительную​​ рабочую​​ силу.

  • Государственное​​ регулирование.

Государственное​​ регулирование​​ на​​ современном​​ этапе​​ предполагает​​ применение​​ определенных​​ методов,​​ способствующих​​ регулированию​​ кадрового​​ потенциала.​​ Рассмотрим​​ их​​ ниже.​​ 

Первое​​ ​​ это​​ законодательные​​ методы,​​ которые​​ направлены​​ на​​ формирование​​ общей​​ институциональной​​ основы​​ развития​​ социально-экономических​​ процессов.​​ Так,​​ в​​ ходе​​ решения​​ определенных​​ проблем​​ и​​ вопросов​​ кадрового​​ потенциала,​​ муниципальные​​ и​​ региональные​​ органы​​ власти​​ должны​​ учитывать​​ особенности​​ трудового​​ законодательства,​​ а​​ также​​ возможности​​ его​​ изменения​​ в​​ последующих​​ периодах;​​ 

Следующая​​ группа​​ методов​​ ​​ это​​ административные,​​ при​​ помощи​​ которых​​ производится​​ ввод​​ и​​ утверждение​​ норм,​​ инструкций,​​ положений​​ и​​ рекомендаций.

Еще​​ одна​​ группа​​ методов​​ ​​ это​​ экономические.​​ При​​ помощи​​ данных​​ методов ​​​​ государство​​ имеет​​ возможность​​ стабилизации​​ ситуации​​ на​​ рынке,​​ то​​ есть​​ может​​ применять​​ инструменты​​ налогообложения,​​ ценообразования,​​ установления​​ социально-экономических​​ нормативов,​​ а​​ также​​ определенных​​ социальных​​ гарантий.​​ На​​ рисунке​​ №1​​ представлены​​ показатели​​ начисления​​ заработной​​ платы​​ работника​​ образования​​ с​​ 2000​​ по​​ 2016гг.

 

C:\Users\User\Desktop\зп (по % ниже).png

Рис.1.​​ Среднемесячная​​ номинальная​​ начисленная​​ заработная​​ плата​​ работников​​ образования

 

C:\Users\User\Desktop\зп регионов.png

Рис.2.​​ Средняя​​ заработная​​ плата​​ работников​​ образования​​ по​​ субъектам​​ РФ

 

Из​​ рисунка​​ №1​​ видно,​​ что​​ показатели​​ стали​​ ниже.​​ Средняя​​ заработная​​ плата​​ работников​​ образования​​ по​​ России​​ к​​ 2016​​ г​​ составила​​ 28080.​​ Если​​ смотреть​​ в​​ процентах​​ к​​ заработной​​ плате​​ в​​ экономике​​ в​​ целом,​​ то​​ видно,​​ что​​ проценты​​ ниже,​​ чем​​ в​​ предыдущие​​ года.​​ Из​​ рисунка​​ №2​​ видно,​​ что​​ в​​ каждом​​ федеральном​​ округе,​​ зарплата​​ разная.

  • Финансирование​​ ​​ еще​​ один​​ внешний​​ фактор​​ влияющих​​ на​​ формирование​​ кадрового​​ потенциала.​​ Финансирование​​ в​​ школах​​ всегда​​ было​​ недостаточным.​​ Учитывая​​ это,​​ стоит​​ отметить,​​ что​​ при​​ формировании​​ и​​ развитии​​ кадрового​​ потенциала​​ сложно​​ использовать​​ методы​​ и​​ технологии,​​ требующие​​ материальных​​ затрат.​​ Например,​​ из​​ рисунка​​ №3​​ четко​​ видно​​ объем​​ расходов​​ государства​​ и​​ внебюджетных​​ источников.

 

C:\Users\User\Desktop\расходы1.png

Рис.3.​​ Расходы​​ на​​ образование​​ в​​ РФ​​ 2006-2016​​ гг

 

Государственные​​ расходы​​ стали​​ меньше.​​ Учитывая​​ этот​​ фактор,​​ стоит​​ отметить,​​ что​​ из-за​​ нехватки​​ финансирования,​​ уровень​​ образования​​ так​​ же​​ может​​ снизится.​​ Стоит​​ разработать​​ эффективную​​ систему​​ финансирования​​ образования,​​ для​​ того​​ чтобы​​ обеспечить​​ учреждения​​ образования​​ всем​​ необходимым.​​ 

  • Еще​​ один​​ внешний​​ фактор,​​ влияющий​​ на​​ формирование​​ кадрового​​ потенциала,​​ это​​ состав​​ и​​ структура​​ кадров​​ в​​ организации,​​ а​​ также​​ их​​ формы​​ и​​ интенсивность​​ движения.​​ Соответственно​​ для​​ организации​​ является​​ крайне​​ актуальным​​ сохранить​​ и​​ развивать​​ и​​ максимально​​ эффективное​​ использование​​ уже​​ имеющихся​​ кадров​​ и​​ обеспечение​​ приток​​ молодых,​​ инициативных​​ и​​ высококвалифицированных​​ сил​​ из​​ имеющихся​​ трудовых​​ ресурсов.

 

C:\Users\User\Desktop\возраст.png

Рис.4.​​ Средний​​ возраст​​ занятых​​ в​​ образовании

 

C:\Users\User\Desktop\движение.png

Рис.4.​​ Движение​​ работников​​ в​​ образовании

 

Из​​ рис.​​ 3​​ и​​ 4​​ видно,​​ что​​ большинство​​ преподавателей​​ старше​​ 40​​ лет,​​ а​​ это​​ значит,​​ что​​ молодые​​ специалисты,​​ получив​​ образование​​ не​​ идут​​ работы​​ в​​ школы.​​ Также,​​ по​​ результатам​​ видно,​​ что​​ за​​ 2016​​ г​​ выбыло​​ больше​​ сотрудников,​​ чем​​ было​​ принято,​​ это​​ связано​​ с​​ тем,​​ что​​ молодые​​ педагоги​​ не​​ задерживаются​​ и​​ ищут​​ себя​​ в​​ новых​​ сферах,​​ а​​ преподаватели​​ со​​ стажем​​ вынуждены​​ выходить​​ на​​ пенсию​​ в​​ силу​​ своего​​ возраста.​​ 

  • Достижения​​ научно-технического​​ прогресса.

В​​ условиях​​ жесткой​​ конкуренции​​ на​​ рынке​​ необходимо​​ внедрение​​ в​​ рабочий​​ процесс​​ новейшей​​ техники​​ и​​ технологий.​​ Данные​​ тенденции​​ в​​ свою​​ очередь​​ требуют​​ определенных​​ теоретических​​ знаний​​ и​​ практических​​ навыков​​ от​​ персонала.​​ Соответственно​​ данный​​ фактор​​ должен​​ учитываться​​ при​​ приеме​​ новых​​ сотрудников​​ на​​ работу,​​ либо​​ при​​ карьерном​​ продвижении​​ и​​ разработке​​ систем​​ мотивации​​ и​​ стимулирования​​ труда. ​​ ​​​​ 

 

C:\Users\User\Desktop\компьютеры.png

Рис.5.​​ Персональные​​ компьютеры​​ в​​ образовательных​​ учреждениях​​ общего,​​ основного​​ общего​​ и​​ среднего​​ общего​​ образований

 

Из​​ рисунка​​ 5​​ видно,​​ что​​ к​​ концу​​ 2017г​​ большая​​ часть​​ образовательных​​ учреждений​​ уже​​ имела​​ персональные​​ компьютеры.​​ Поселки​​ городского​​ типа​​ и​​ сельская​​ местность​​ также​​ имеет​​ высокие​​ проценты.​​ Основная​​ проблема​​ данной​​ сферы​​ на​​ сегодняшний​​ день​​ ​​ нехватка​​ профессиональных​​ кадров.​​ Необходимо​​ не​​ только​​ создавать​​ условия​​ для​​ проведения​​ подготовок​​ и​​ переподготовок​​ профессиональных​​ навыков​​ педагогов,​​ но​​ и​​ привлекать​​ все​​ больше​​ специалистов.​​ Создавать​​ все​​ больше​​ условий,​​ где​​ учителя​​ смогут​​ не​​ только​​ повышать​​ свои​​ навыки,​​ но​​ и​​ делиться​​ опытом.​​ 

  • Престиж​​ отрасли.​​ На​​ сегодняшний​​ день​​ престиж​​ профессии,​​ ее​​ статус​​ оказывает​​ большое​​ влияние​​ на​​ привлекательность​​ профессии​​ среди​​ молодежи.​​ Различные​​ социологические​​ опросы,​​ показывают,​​ что​​ многие​​ не​​ хотят​​ идти​​ работать​​ в​​ школы,​​ так​​ как​​ профессия​​ учителя​​ сложная​​ и​​ требует​​ много​​ ответственности,​​ но​​ при​​ этом​​ малооплачиваемая.​​ Необходимо​​ менять​​ представление​​ о​​ работе​​ педагогов,​​ показывать​​ положительные​​ стороны​​ работы,​​ повышать​​ социальный​​ статус​​ профессии​​ в​​ обществе,​​ привлекать​​ молодых​​ специалистов.​​ 

Таким​​ образом,​​ можно​​ отметить,​​ что​​ для​​ совершенствования​​ кадрового​​ потенциала​​ муниципальных​​ учреждений,​​ требуется​​ учитывать​​ различные​​ точки​​ зрения​​ на​​ деятельность,​​ уделяя​​ при​​ этом​​ внимание​​ каждому​​ аспекту,​​ взаимосвязям​​ и​​ противоречиям​​ между​​ ними.​​ От​​ того,​​ насколько​​ эффективно​​ осуществляются​​ общие​​ функции​​ зависит​​ общий​​ кадровый​​ потенциал.​​ В​​ противовес​​ всем​​ негативным​​ тенденциям​​ в​​ последние​​ годы​​ правительство​​ разрабатывает​​ ряд​​ инициатив​​ в​​ области​​ инновационной​​ кадровой​​ политики.​​ Рассматривается​​ создание​​ условий​​ для​​ развития​​ образования​​ и​​ науки,​​ с​​ достойной​​ оплатой​​ труда​​ и​​ качеством​​ обучения.​​ В​​ регионах​​ России​​ создаются​​ и​​ реализуются​​ различные​​ программы​​ для​​ сотрудников​​ муниципальных​​ учреждений.​​ От​​ того,​​ насколько​​ эффективно​​ будут​​ осуществляться​​ представленные​​ функции​​ зависит​​ общий​​ кадровый​​ потенциал​​ в​​ образовательных​​ учреждениях.

 

Список​​ литературы

 

  • Мироседи​​ С.А.,​​ Каледина​​ Е.В.​​ Роль​​ кадрового​​ потенциала​​ в​​ реструктуризации​​ предприятия​​ //​​ Международный​​ журнал​​ гуманитарных​​ и​​ естественных​​ наук.​​ 2017.​​ №12.​​ URL:​​ https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kadrovogo-potentsiala-v-restrukturizatsii-predpriyatiya​​ (дата​​ обращения:​​ 15.07.2019).​​ 

  • Федеральная​​ служба​​ по​​ надзору​​ в​​ сфере​​ образования​​ и​​ науки.​​ ​​ URL:​​ http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog​​ (дата​​ обращения​​ 15.07.19).

  • Индикаторы​​ образования:​​ 2018​​ :​​ статистический​​ сборник​​ /​​ Н.В.​​ Бондаренко,​​ Л.М.​​ Гохберг,​​ Н.В.Ковалева​​ и​​ др.;​​ Нац.​​ исслед.​​ ун-т​​ «Высшая​​ школа​​ экономики».​​ ​​ М.​​ :​​ НИУ​​ ВШЭ,​​ 2018.​​ ​​ 400​​ с.).

  • Артамонова​​ М.С.,​​ Мищенкова​​ У.А.​​ Престиж​​ профессии​​ учителя​​ //​​ Молодежный​​ научный​​ форум:​​ Технические​​ и​​ математические​​ науки:​​ электр.​​ сб.​​ ст.​​ по​​ мат.​​ XL​​ междунар.​​ студ.​​ науч.-практ.​​ конф.​​ ​​ 11(40).​​ URL:​​ https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(40).pdf​​ (дата​​ обращения:​​ 01.07.2019)

  • Коноплёва​​ Г.​​ И.​​ Понятие​​ кадрового​​ потенциала​​ и​​ стратегия​​ его​​ развития​​ /​​ Г.И.​​ Коноплёва,​​ А.С.​​ Борщенко​​ //​​ Альманах​​ современной​​ науки​​ и​​ образования.​​ ​​ 2014.​​ ​​ ​​ 2.​​ ​​ С.​​ 86-88.

  • Развитие​​ кадрового​​ потенциала​​ в​​ муниципальных​​ учреждениях​​ (на​​ примере​​ ту​​ абф​​ «Росморпорт»)​​ //​​ Вестник​​ ТИУиЭ.​​ 2017.​​ №2​​ (26).​​ URL:​​ https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kadrovogo-potentsiala-v-munitsipalnyh-uchrezhdeniyah-na-primere-tu-abf-rosmorport​​ (дата​​ обращения:​​ 01.08.2019).​​ 

© Е. П. Подчезерцева, 2019

Скачать PDF

Выходные данные

Подчезерцева Е. П. Проблемы формирования кадрового потенциала в образовательных учреждениях: сущность и особенности [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. — Электрон. журн. — 2019. — № 8. — Режим доступа: https://orcacenter.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *